Пытками и издевательствами из кадрового рабочего Ульбинского металлургического завода выбивали признания в том, чего он не делал.
Имя Виктора Фитисова на заводе известно всем. Особый менталитет “Ульбы” сложился как раз благодаря таким, как Фитисов, – первоклассный специалист, спелеолог, заядлый турист, бард, обязательный участник всех заводских соревнований. Сколько раз о нем писала многотиражка!
Но все рухнуло в одночасье. В конце марта после рабочего дня заводчанин отправился к себе на дачу – проверить дом, сгрести последний снег. Пока добрался до места, начали сгущаться сумерки. Возле одного участка Виктор увидел чужую машину и снующих по даче парней. Те его тоже заметили, пригрозили: “Запомни, ты нас не видел”.
Но Виктор поступил по-мужски: позвал сторожа, еще одного соседа, и втроем они спугнули воров. Наутро приехали председатель дачного кооператива и полицейские. Записали все показания, марку машины, приметы преступников. А спустя трое суток глубокой ночью в квартире Фитисова раздался телефонный звонок. Звонивший представился сотрудником Левобережного РОВД. “Вашу дачу ограбили, спуститесь на улицу, надо проехать на осмотр”, – пригласили рабочего.
По словам Виктора, первое, что он увидел, выйдя во двор, была та самая иномарка воришек, которую он недавно описывал полицейским. Мужчина рванулся, но его тут же сбили с ног, накинули на голову куртку и стали избивать. Затем заломили руки, надели наручники и затолкали в машину.
По дороге в РОВД Фитисову несколько раз говорили, что увезут за город и убьют, – никто не найдет. А в участке, как только завели в кабинет, выключили свет и снова начали бить. Останавливались только для того, чтобы предложить подписать признание в дачных кражах. Он отказывался, полицейские снова выключали свет, били, надевали на голову пакет, затягивали пленку у горла, ждали, пока начнет терять сознание. Потом снова предлагали подписать признание.
– Я понял, что меня убьют, – говорит Виктор. – Они бы это сделали.
И он подписал все подсунутые ему бумаги – абсурдный навет на самого себя. Утром его забрала сменная бригада оперов и увезла на дачи для следственного эксперимента. Избитый человек еле двигался. Опера задали всего пару вопросов. “Вы не подозреваемый, а свидетель, – заключили они. – Извините, ребята погорячились, давайте разойдемся по-хорошему”.
Прошло около 10 часов, когда Виктору позволили сделать телефонный звонок. Приехал друг, а в конце рабочего дня – жена. Искалеченного человека экстренно доставили в больницу – сам он ходить уже не мог. Медики поставили диагнозы: черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб позвоночника, грудной клетки, повреждения суставов коленей, кистей…
Месяц Виктора лечили лучшие специалисты ведомственной клиники. Физические увечья врачам вылечить удалось. Но растоптанное достоинство лекарствами не излечишь.
Рабочий обратился с заявлениями в прокуратуру и службу собственной безопасности областного департамента внутренних дел. Сначала ему пришли дежурные отписки, а потом и вовсе отказ в возбуждении уголовного дела. Следователь Ахмеров не нашел в действиях коллег ничего противозаконного! Истязания кадрового рабочего Ульбинского завода, по мнению офицера службы собственной безопасности, это не преступление. Ни один из оперативников, издевавшихся над Фитисовым, не был привлечен к ответственности! Они продолжают нести “правоохранительную” службу.
Зато для Фитисова изменилось многое. Полгода он пытался добиться наказания полицейских. А теперь из жертвы может вновь превратиться в обвиняемого.
– Мне угрожают по телефону, – говорит он. – Снова заявляют, что я подозреваемый, а те, кто шарился на наших дачах, теперь уже свидетели. Председателю дачного кооператива тоже говорят, дескать, “вы там вообще все завязаны”. А к сторожу три дня подряд приезжали и избивали, требовали, чтобы он отказался от показаний.
Похоже, полицейская машина готова уничтожить человека, решившегося отстоять свою честь.
Сейчас за своего рабочего заступился профсоюз Ульбинского металлургического завода. “Это добросовестный, исполнительный, честный, добропорядочный гражданин, – пишет председатель профкома областному прокурору и начальнику областного департамента внутренних дел. – Мы просим защитить Фитисова Виктора от произвола”. И со вздохом признается журналистам: “Мы можем противостоять произволу работодателя, но не знаем, как отстоять человека от беззакония представителей государства”.
Поступится ли правоохранительная система честью мундира? Признает ли своих сотрудников преступниками или уведет их от наказания? От ответов на эти вопросы зависит многое – безопасность общества. Каждого из нас.
Вот почему мы внимательно будем следить за подробностями этого скандального дела.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, фото автора, Усть-Каменогорск