Приказ: садитесь! Без комментариев!
18 октября самолет «Ту-154М» казахстанской авиакомпании «Саяхат» летел по маршруту Алматы – Тель-Авив. Находясь в воздушном пространстве Кипра, экипаж был постоянно на связи с диспетчером аэропорта в Никосии. По правилам за 180 миль до границы Кипра с Израилем пилот должен был связаться с диспетчером аэропорта Тель-Авива Бен-Гурион. На одну-две минуты возникли проблемы со связью, но связь с Никосией не прерывалась.
Когда связь с Израилем появилась, диспетчер аэропорта Бен-Гурион дал указание занять определенный эшелон высоты и идти на снижение. Затем попросил выполнить правый вираж. А через несколько секунд командир увидел прямо по курсу военный истребитель. Израильский летчик подал принятый в международной практике сигнал, который означал: «истребитель готов сопроводить воздушное судно на военный аэродром».
Экипаж связался с диспетчером из аэропорта Тель-Авива. Тот без объяснений того, что происходит, предложил посадить самолет на военный аэродром в Израиле. Командир нашего самолета назвал диспетчеру свой вариант – аэродром Ларнака на Кипре, который экипаж изучал в качестве запасного варианта на предполетной подготовке. Диспетчер дал команду экипажу лететь в Ларнаку. Никаких объяснений с израильской стороны не последовало. После этого истребитель улетел. Самолет взял курс на Ларнаку и через 40 минут приземлился на кипрской земле.
Экипаж обвинили в плохом английском
– Самолет «Ту-154М» выполнял регулярный рейс в Тель-Авив, уже 15-й по счету, – комментирует ситуацию Владимир Куропатенко. – Он есть в расписании, и авиационные службы всех стран, на территории которых проходит полет, о нем знают. В том числе в Израиле. Это не чартерный рейс, на который необходимо получать специальные разрешения. Почему произошла неразбериха в воздухе и поднялся военный самолет – нам не объяснили. Скорей всего, это случилось из-за несогласованности гражданской и военной диспетчерских служб.
О том, что происходит в воздухе, я узнал сразу, связался по телефону с израильскими авиаторами. Израильская сторона предъявляла разные претензии экипажу – что у летчиков нет плана полета, что они недостаточно хорошо владеют английским языком…
Но план полета был передан во все страны, через воздушное пространство которых проходит полет, за два часа до вылета этого рейса. И в том, что его получили диспетчеры стран по маршруту следования – Кипр, Турция, Израиль в том числе – мы не сомневались. Так как без него самолет не смог бы пролететь над Турцией, Кипром.
Считаю, командир «Ту-154М» принял правильное решение – уйти на запасной аэродром в Ларнаку на Кипре, – продолжает Владимир Куропатенко. – Все пассажиры оставались в салоне. Экипаж в это время говорил с представителями местных авиационных властей. Экипажу задали различные вопросы – какая авиакомпания, куда летит самолет, какие у летчиков есть сертификаты на полеты и тому подобное. Через два часа после заправки самолета топливом и загрузки на борт питания
«Ту-154М» вылетел в Тель-Авив.
Экзамен с пристрастием
После посадки самолета в аэропорту Бен-Гурион Тель-Авива на борт поднялись представители авиационных властей Израиля. Летчикам опять устроили «экзамен» на знание английского языка. После чего объявили пилотам на русском (!), что… просто хотели проверить их знания. Сказали, что никаких претензий к экипажу не имеют.
– Почему они должны тестировать наших пилотов на предмет знания английского языка? – недоумевает Владимир Куропатенко. – Мы посылали в Тель-Авив все данные на экипаж, все международные сертификаты. На международных рейсах у нас нет летчиков, которые не владеют английским языком. Да их просто не допустит к полетам комитет гражданской авиации Казахстана! Занятия по изучению языка проводятся регулярно, а раз в год летчики сдают экзамены в академии гражданской авиации. Наши пилоты и на иврите могут поговорить, если надо, – у них опыт большой.
Кто ответит на вопросы?
На борту самолета находились 94 пассажира и 8 членов экипажа. Выяснилось, что среди пассажиров оказался представитель министерства иностранных дел Израиля. По прилете в Тель-Авив он поинтересовался у пилотов – почему самолет изменил маршрут? Пилоты общались с представителем МИДа на английском, и, по словам летчиков, он ничуть не усомнился в их знании языка.
На следующий день самолет вылетел обратно в Алматы…
По какой все-таки причине самолету не дали лететь по маршруту в Тель-Авив? Почему хотели посадить его на военный аэродром? Прошла неделя, но эти и другие непонятные для авиакомпании вопросы остаются открытыми.
Воздушные страхи. Хроника происшествий
Случай с казахстанским «Ту-154М» оказался не единственным воздушным инцидентом, когда для «разрешения конфликта» в небо поднимались израильские истребители. В прошлом году они посадили два российских гражданских самолета из-за «потери связи».
По сообщениям информационных агентств, 27 апреля 2006 года израильскими военно-воздушными силами были подняты истребители на перехват российского «Ту-154». На его борту находились 170 христианских паломников. Самолет следовал рейсом из Самары в Тель-Авив, на протяжении всего полета отвечал на позывные различных диспетчерских служб, в том числе аэропорта Бен -Гурион. Когда самолет достиг границы Израиля, связь с пилотами прервалась. Истребители сопроводили самолет на отдельную полосу аэропорта.
28 мая 2006 года еще один пассажирский самолет российских авиалиний «Ту-154» в сопровождении истребителей ВВС Израиля совершил вынужденную посадку в аэропорту Тель-Авива. Причиной таких мер стало то, что экипаж лайнера, находясь в воздушном пространстве Израиля, не отвечал на запросы диспетчеров. Проблема была вызвана сбоем в работе коммуникационного оборудования на борту самолета.