Работы Саида Атабекова выставлялись на множестве зарубежных площадок, среди которых такие престижные арт-форумы, как биеннале в Стамбуле, Венеции, Лос-Анджелесе. При этом он живет в Шымкенте в съемной однокомнатной квартире с семьей в шесть человек.
Саид – выходец из известной арт-группировки “Кызыл трактор” – “Красный трактор”. В Алматы художник представляет подборку своих работ, выполненных в разных жанрах.
Название выставке дала серия фотографий, разместившихся на трех стенах. “Дорога в Рим” – что-то вроде заметок на пути к Вечному городу. Существует поговорка “Все дороги ведут в Рим”. Но художника скорее интересует не просто столица Италии, а Рим как образ некоего конечного пункта, в котором станет понятно, достиг ли ты того, что искал, или нет.
Какие-то из кадров в этой серии являются случайными, какие-то постановочными. Но всех их объединяет одно – на стыке земли и неба всегда присутствует какой-то объект – колыбель с перекладиной в виде автомата или могильник, нарядный всадник или пеший человек с большим полумесяцем на плечах, трактор или пожарная машина…
Тема путешествия часто присутствует в работах Атабекова. И образ дервиша, нищенствующего странника, является наиболее востребованным художником. Именно этот персонаж является героем двух видеоработ, представленных на алматинской выставке. В “Неоновом раю” паломник отвешивает поклоны перед дверьми супермаркета, где царит невиданное для него изобилие. Однако дверь, открывшись на несколько секунд, тут же закрывается, и все эти “райские” блага остаются недосягаемыми для путника.
Walkman – черно-белое видео, вызывающее наиболее полярные отзывы – как восторженные, так и негативные. Трагичная музыка адажио Томазо Альбинони и собственно Walkman, только не аудиоплеер, а идущий по степи человек с неудобным контрабасом за спиной. Огромный музыкальный инструмент на плечах дервиша – как трансформированный образ жизненного креста, а высящиеся опоры линий электропередачи – как Голгофа, где путь изнуренного ходока должен закончиться. Каждый новый входящий в комнату зритель видел что-то совершенно новое в странствиях дервиша.
Чем, собственно, хорошо актуальное искусство – что оно не всегда несет в себе прямой смысл, и в меняющихся реалиях каждый раз его можно расшифровывать по-новому. Так, в свете недавней кончины виолончелиста Мстислава Ростроповича автор почему-то предложил трактовать эту работу в том числе и как посвящение его нелегкому жизненному пути.
Упомянутая выше легкая промышленность присутствует в творчестве художника в виде семи восточных халатов, развешанных по стенам. Очевидно, чтобы не смущать зарубежных гостей, вывеска перед залом с халатами гласила “Без названия”. Хотя название присутствовало на маленьких бирках, висевших на некоторых работах, United States Marines in the Central Asia – “Морские пехотинцы Соединенных Штатов в Центральной Азии”.
Халаты сделаны из богатых ярких тканей. Этой стороной они и обращены к зрителям. Но существует и вторая сторона – подкладка из камуфляжной ткани, что в условиях периодически обостряющейся в регионе обстановки выглядит актуальным. Символический ряд продолжают фотографии лепешек, также окрашенных в камуфляжные цвета.
Артем КРЫЛОВ