Трудовые мигранты: благо или зло? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трудовые мигранты: благо или зло?

Трудовые мигранты: благо или зло?

Ежедневно в Казахстан в поисках работы прибывают тысячи граждан соседних государств. Они спасают экономику нашей страны, соглашаясь на низкоквалифицированный труд и небольшую оплату. Они спасают экономики своих стран, отправляя на родину сотни миллионов долларов. И при этом они – часто вне закона. Почему?

  • 12 Октября 2007
  • 2907
Фото - Caravan.kz

Об этом говорили за нашим “круглым столом” специалисты самых разных структур, так или иначе работающих с мигрантами.

Гостями редакции стали начальник отдела по незаконной миграции управления миграционной полиции ДВД Алматы Айкельды Асанов, юрист-консультант региональной программы по противодействию торговле людьми в Центральной Азии Международной организации по миграции в Казахстане Айна Шорманбаева, начальник управления разъяснения налогового законодательства, налоговых апелляций и международного налогообложения Шынгыс Ануарбеков.

Ред.: Говорят, в этом году к нам приехало рекордное количество трудовых мигрантов?

Айкельды Асанов:

– Да, почти в полтора раза больше, чем в прошлом году. Точнее – на 41 процент. Это примерно 155 тысяч человек. Едут из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана – в основном на стройплощадки Алматы. С одной стороны, это хорошо, они восполняют кадровый дефицит.

Но есть, к сожалению, и другая статистика: каждый 12-й из мигрантов подвергался административному наказанию за разные правонарушения, каждый сотый был выдворен за пределы республики по определению суда.

И при всех плюсах трудовой миграции у нее очень много минусов. Самый главный в том, что до сих пор у нас в законодательстве нет четко определенных правил осуществления трудовой деятельности гражданами СНГ, которые прибывают к нам стихийно, без всяких виз.

В прошлом году с 1 августа по 31 декабря была проведена акция по легализации незаконных трудовых мигрантов. Только в южной столице легализовали 25 190 мигрантов, из них 95 процентов – граждане СНГ, которые работали на стройках города. Но это была разовая акция. Между тем рабочие из соседних государств прибывают постоянно. И что с ними делать?

Сегодня каждый десятый нарушает цель пребывания в стране – например, говорят, что приехали в гости, а сами устраиваются на работу. По закону мы должны выдворять таких нарушителей за пределы Казахстана. На практике получается обратное.

В этом году правительство приняло два закона, 12 января и 6 июля, которые внесли изменения в некоторые законодательные акты Казахстана. В частности, в законе от 6 июля 2007 года была предусмотрена мера ответственности, которую ранее законодатель упустил, – это ответственность граждан СНГ, которые нарушают цель пребывания.

Межрайонный административный суд с неохотой принимает такие дела. Судьи говорят: “Дай вам волю, вы всех выдворите. Кто будет работать?”.

Другим минусом является вывоз капитала. Мы выводили среднемесячную зарплату, которую получают незаконные трудовые мигранты, – по приблизительным подсчетам получилось, что из Алматы за шесть месяцев этого года было вывезено 160 миллионов долларов. Без уплаты налогов.

Айна Шорманбаева:

– Ежегодно миллиард долларов пересылают за границу. Это только учтенные денежные переводы. Но деньги вывозятся и по другим каналам, неучтенным, так что наверняка цифры гораздо выше. Таким образом, мы поддерживаем экономику других стран.

НЕ ПОЙМАН – НЕ ВОР?

Шынгыс Ануарбеков:

– Незаконные трудовые мигранты, как правило, не платят никаких налогов. И взыскать их очень трудно.

Сегодня мы пожинаем плоды легализации: найти те 25 тысяч трудовых мигрантов, легализованных в Алматы, практически невозможно.

Люди, которые помогли им легализоваться, сегодня от них открещиваются – я, дескать, не в курсе, кто из них где. Но ведь такая “доброта” оборачивается проблемами – сейчас проводится работа по привлечению всех лиц, легализовавших трудовых мигрантов, к уплате соответствующих налогов.

Ред.: А какой штраф предусмотрен для нерадивого работодателя?

– За 9 месяцев этого года нами было оштрафовано 394 работодателя, из них – 10 юридических лиц (штраф от 300 до 500 минимальных расчетных показателей), 62 должностных и 322 физических лица. Но надо отметить, до суда дошло лишь одно уголовное дело по статье 330-3 – неоднократное нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы! На практике ни один из работодателей не заключает со своими наемными работниками договоров и контрактов. А нет контракта – нет состава преступления.

Айкельды Асанов:

– Я согласен с представителем налогового комитета, что очень много списков сегодня поступает в миграционную полицию по розыску граждан СНГ, не уплативших налоги. А ведь можно было упростить эту схему еще во время легализации. Мы предлагали взимать 10 процентов от предполагаемой суммы зарплаты легализуемого. За 8 месяцев, пока шла легализация, бюджет города получил бы по факту около 2,5 миллиарда тенге!

ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО?

Ред.: Почему сегодня легче работать нелегально? Ведь человек, получается, совершенно не защищен от любого произвола.

Айкельды Асанов:

– Здесь в противоречие вступило миграционное и трудовое законодательство Казахстана. Пока мы все не урегулируем, будет беспорядок.

Айна Шорманбаева:

– Наше миграционное законодательство не отвечает современным реалиям. Казахстан является страной с рыночной экономикой, которая ежегодно наращивает ВВП. Естественно, такой рост требует дополнительных рабочих рук. Нужно просто этот процесс четко регулировать. Изначально Закон “О миграции”, Правила въезда, пребывания в РК и выезда из РК иностранных граждан не придавали этому вопросу большого значения, поэтому и приходится в год по два раза вносить изменения в законы – и в Административный кодекс, и в правила. Квота на привлечение иностранной рабочей силы постоянно растет. Но регулятивная функция государства запаздывает, поэтому столько проблем и у налогового комитета и миграционной полиции.

Ну а если брать акцию по легализации, то она была необходима, но, к сожалению, не слишком продуманна. Не учли сезонного характера работы иностранных работников. Когда акция началась, многие стали уезжать домой.

Кроме того, акция подразумевала максимум трехгодовой контракт с работодателем. Кто же из сезонных работников будет сидеть здесь три года? Никто. А работодатель, естественно, не согласится платить за него налоги все это время.

Нам можно было бы взять за основу пример России, которая с января 2007 года реформировала свою систему привлечения иностранной рабочей силы. Теперь любой мигрант приезжает в страну и получает три необходимых документа: миграционную карточку, регистрацию и разрешение на работу. И когда он сам устраивается на работу, работодатель присылает уведомление о приеме на работу в миграционную службу. Характер взаимоотношений с мигрантами из разрешительного превратился в уведомительный.

РАЗОРИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ

Шынгыс Ануарбеков:

– Надо отметить, что трудовые мигранты неплохо зарабатывают в нашей стране. В 2004–2006 годах налоговый комитет города Алматы совместно с правоохранительными органами проводил работу по мигрантам из Китая. Были выявлены миллионные перечисления по банковским счетам физических лиц на территорию Китая. Мы доначислили налоги, но полностью взыскать их не удалось, так как эти граждане давно покинули территорию РК.

На самом деле, обойти законодательство не слишком трудно – нелегальные мигранты спокойно работают на рынках города через подставных лиц – граждан Казахстана, для которых предусмотрен упрощенный режим налогообложения.

Но основные неплательщики налогов даже не наемные мигранты, а их работодатели, на которых законодательством возложена обязанность по удержанию налогов. А ведь как раз в целях уклонения от уплаты налогов они и привлекают низкоквалифицированную рабочую силу из Узбекистана и Киргизии. Ради этого они готовы даже жертвовать качеством возводимого жилья, изготовляемой продукции – и все это в последующем сказывается на потребителе. Такая вот получается совсем не выгодная для страны экономия.

Айкельды Асанов:

– В России вопросами мигрантов занимается только Федеральная миграционная служба, у нас этим занимаются несколько ведомств, начиная с погран-службы КНБ и миграционной полиции заканчивая департаментами труда и занятости и управлениями миграции.

МВД давно предлагает такую службу, чтобы вся информация о перемещениях иностранцев аккумулировалась в одном месте. Чтобы тут же регистрировали и тут же выдавали разрешения на работу. В результате рынок труда иностранцев у нас до сих пор толком никем не контролируется. На одного легализованного приходится как минимум 4–5 нелегализованных мигрантов.

Ред.: Каковы прогнозы по поводу объемов трудовой миграции?

Айкельды Асанов:

– Тут нужно учитывать экономические показатели и политику сопредельных государств – России, Узбекистана, Киргизии. Улучшится жизнь в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, значит, меньше к нам будут приезжать. Ужесточатся в России требования к мигрантам – жди их у нас. В последние месяцы, кстати, мы отмечаем небольшой отток мигрантов из Киргизии. Многие наши бизнесмены переводят свой бизнес туда, поскольку там новому игроку на рынке легче развернуться из-за дешевой рабочей силы, сопутствующей налоговой и таможенной политики.

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)