Напротив зеркала хрустального… - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Напротив зеркала хрустального…

Напротив зеркала хрустального…

Так называется выставка интерьера ХIХ века, открывшаяся в Семее.

  • 12 Октября 2007
  • 1350
Фото - Caravan.kz

Зрителям представили гостиную, кабинет хозяина, уголок модистки, кухню и прихожую. Все собранные здесь вещи – настоящие, никаких подделок! Чтобы собрать полноценную коллекцию, сотрудникам музея Ф.М.Достоевского понадобилось 30 лет.

Дом Липухиных, где когда-то жил Федор Михайлович Достоевский, просто идеально подходил для воссоздания подобного интерьера.

Поначалу собирали только вещи, изготовленные в середине XIX века, но потом поняли, что и 50 лет – вовсе не огромный промежуток времени. Поэтому в коллекции стали появляться предметы и конца XIX века, и начала XX.

Несколько комнат – типичный буржуазный дом, наполненный, согласно моде, характерными вещицами. В середине гостиной – огромный стол в стиле ампир, изготовленный в начале XIX столетия, этажерки. На стенах – полочки, картины и фотографические работы – такое смешение стилей стали приветствовать именно в XIX веке, тогда как раньше присутствие на стенах фотографий и картин считалось недопустимым.

Особое умиление вызывает небольшой альбомчик, принадлежащий старшей дочери губернатора Семипалатинска Василия Саввича Цеклинского – Надежде. В 1883 году она вместе с родителями приехала в Семипалатинск и, следуя моде, завела свой собственный альбом, куда все желающие могли записать пожелания, по большей части в стихах. Ну а тем, кто не владел стихотворным даром, предлагали специальный “Дамский альбом” (он тоже подлинный, выпущен в 1854 году), из него брали готовое произведение и посвящали даме. В своем дневнике Надежда Цеклинская написала однажды в ответ на предложение выйти замуж: “Федор Федорович, как же нету у меня причин? Конечно, есть, и эти причины хочу я вам сказать. Вы думаете, что я люблю кого-нибудь, так Вы очень ошибаетесь. Вы мне нравитесь, нет спору. Но ведь я Вас не люблю. А если полюблю кого-нибудь, что тогда?.. Надо же и мне жизнь узнать. Потом Вы так молоды, что можете и раскаяться. Наконец, на что бы стали жить, на какие средства? Хорошо, если Вы выиграете 200 тысяч! (мне это так смешно)… Ваши родители не позволят Вам так рано жениться. Да Вы, как я вижу, даже и не подумали поговорить с ними, посоветоваться. Подумайте хорошенько!.. Может быть, через месяц Вы забудете меня… а через год будете благодарить судьбу, что я не хотела выйти за Вас. Если захотите мне написать, то пишите вскоре после Вашего отъезда и одно только письмо… Когда прочитаете это письмо, то сожгите, прошу Вас! Остаюсь Ваша Надя”…

И хотя девица не сказала ни “да”, ни “нет”, жених, видимо, был действительно влюблен и настойчив – в 1889 году Федор Федорович Трееров женился на Надежде Цеклинской. Он тоже сыграл в истории Семипалатинска не последнюю роль – чуть позднее Федор Федорович возглавит известное издание “Семипалатинские областные ведомости”.

Записная книжка первой половины XIX века; порт-фель из телячьей кожи, которые носили банковские служащие или юристы; часы всемирно известной фирмы “Буре”; печатная машинка “Ундервуд”, патефон, очки в черепаховой оправе, щипцы для обрезки дамских сигарет и дамские же спички; изделия знаменитого каслинского литья – каждый предмет, представленный на выставке, имеет свою необычную историю.

Кухня XIX века – это почти философия тех лет. Изящность, чистота и даже некоторая педантичность во всем, начиная от белоснежных салфеток под стаканы, особого венчика – прадедушки миксера, специальных формочек для выпекания куличей и заканчивая коробочками под чай. В XIX веке их запирали на маленький ключик, хранившийся у хозяйки. Тогда сахар и чай были дорогим удовольствием – 3 рубля серебром, а сахар – 9 рублей серебром за пуд (16 кг), за кофе отдавали 36 копеек серебром, а за водку – 8 рублей 60 копеек ассигнациями (или 2,5 рубля серебром), мадера стоила 40 копеек серебром, ром – 80 копеек серебром. Белая мука – 8 рублей серебром за пятипудовый мешок. Табак стоил 40–60 копеек серебром за фунт. Это цены конца XIX века. Во времена своего пребывания, т.е. в середине этого столетия, Федор Михайлович отдавал за аренду жилья ровно половину своего жалованья – 8 рублей серебром.

Срок выставки не ограничен, но поскольку в запасниках музея лежит еще очень много интересных вещей и предметов, специалисты подумывают о том, чтобы время от времени менять интерьер.

Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей