Арт-хаос- это по-нашему! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Арт-хаос- это по-нашему!

Арт-хаос- это по-нашему!

IV Международный кинофестиваль “Евразия” завершился “цирковым” выступлением

  • 5 Октября 2007
  • 1412
Фото - Caravan.kz

Охарактеризовать иными словами церемонию награждения и закрытия как-то не получается.

В атмосфере общей неразберихи и хаоса выход на сцену за Гран-при ассоциативного продюсера фильма “Полумесяц” Бехруза Хашемяна, не снимая плаща, выглядел уже само собой разумеющимся явлением. Непосредственный адресат главного приза “Евразии” – продюсер и режиссер “Полумесяца” Бахман Гобади на церемонию не явился. Как и абсолютно все лауреаты международного конкурса.

Как по Задорнову

У Михаила Задорнова есть целый цикл монологов под общим названием “Я не понимаю”. К формулировке известного сатирика мне в этот вечер приходилось возвращаться не раз. Первое и главное “не понимаю”: почему для постановки церемонии закрытия фестиваля (в целом прошедшего на твердую четверку и уж точно лучше любого из предыдущих), для красочного и запоминающегося финального аккорда нельзя было пригласить профессиональных, опытных сценариста и режиссера? Чтобы из зрительного зала все происходящее на сцене и произносимое с нее не выглядело спонтанным, абсолютно неуправляемым действом.

Я, поверьте, уже привык – и на более “кустарных” мероприятиях бывать доводилось. Мне, как и не бравшему мзду Верещагину, за державу обидно. Потому что соловей сколько угодно может хвалить кукушку и наоборот, например, малайзийский режиссер Цай Мин Лян вряд ли остался в восторге.

Цай Мин Ляна, чья ретроспектива прошла в рамках “Евразии”, вызвали на сцену, дабы он поучаствовал во вручении приза лучшему режиссеру. В итоге малайзийцу не дали ни вскрыть конверт, ни назвать имя победителя, ни даже вообще что-нибудь сказать – попросту не нашлось переводчика. Прождав энное количество времени, обладатель призов всех трех самых престижных фестивалей мира – Берлинского, Каннского и Венецианского – и еще более 30 других кинофорумов просто плюнул (фигурально, разумеется) и вернулся на свое место. Почему-то мне кажется, ему было что сказать.

Что выделить? Чувство юмора Соколова!

После этого малоприятного эпизода даже как-то неудобно вспоминать все остальное. Российская актриса Ирина Гринева столкнулась с той же ситуацией, что и Цай Мин Лян. Она должна была вместе с Сатыбалды Нарымбетовым награждать лучшего режиссера в центральноазиатском конкурсе и, также постояв “для мебели”, начала выяснять у ведущих, зачем ее, собственно, позвали?

Схожим вопросом наверняка задавались и члены жюри международного конкурса, которые вышли на сцену, а затем их тут же оттуда выпроводили. Чуть позднее председатель жюри аргентинец Ариэль Роттер и гость фестиваля актер Андрей Соколов долго не могли выяснить, кто же из них будет объявлять обладателей специальных призов. А за актрису Бинбин Фан, удостоенную приза за лучшую женскую роль, приняли режиссера картины “Потерянные в Пекине” Ли Ю, вышедшую получать награду своей протеже и вынужденную долго объяснять, кто она такая…

При всем этом нагромождении нестыковок и неувязок, по счастью, выделить было что. Например, неизменное чувство юмора Андрея Соколова. Актера вызывали на сцену четырежды (!), и он отнесся к этому с завидной иронией.

Ну и, собственно, к “лавровым венкам” и “триумфальным аркам”. За вклад в мировое киноискусство наградили гостью “Евразии” Жаклин Биссет, отметили вклад и великого казахстанского актера Нурмухана Жантурина (посмертно).

Лучше всех сыграли Бинбин Фан и Броневой

Лучшей женской ролью, как уже было отмечено, признали работу китаянки Бинбин Фан в ленте “Потерянные в Пекине”. Жизнь главной героини этого фильма, массажистки из пекинского салона, в одночасье рушится. Будучи изнасилованной своим боссом, она становится козырем в игре шантажиста-мужа. Тот заботится больше не о чести жены, а о денежной компенсации. Когда же выясняется, что женщина беременна, предприимчивый супруг тут же предлагает ребенка боссу в обмен на еще большее вознаграждение.

Призом за лучшую мужскую роль жюри наградило (заочно) Леонида Броневого, снявшегося в фильме Алексея Попогребского “Простые вещи”. Сам Попогребский был признан лучшим режиссером.

Специальный приз жюри оказался разделен между филиппинской картиной “Воспитанник” и казахстанской “Шуга” – слабейшей в конкурсе. И не только на мой взгляд. Во время “круглого стола” киноведов и кинокритиков в том, что фильм у Дарежана Омирбаева не получился, сошлось большинство высказавшихся. Правда, с различными оговорками и отмечанием положительных сторон. Тем не менее в числе потенциальных лауреатов “Шуга” мало кем рассматривалась.

К сожалению, лишь приза от генерального спонсора фестиваля удостоилась румынская лента трагически погибшего режиссера Кристиана Немеску “Калифорнийская мечта”. Начинаясь как парадоксальная комедия с национальным колоритом в стиле Эмира Кустурицы, этот фильм к финалу приходит к драме с трагическим и, к сожалению, закономерным концом. А завертелось все из-за того, что в румынском городке начальник станции решает проявить принципиальность и останавливает для досмотра поезд НАТО с американскими морпехами.

Чем взял “Полумесяц”

Оставили без призов замечательный японский фильм “Ария”. Зато другой фаворит моего личного рейтинга “Полумесяц” стал обладателем Гран-при. В прошлом году на престижном фестивале в Сан-Себастьяне картина получила призы ФИПРЕССИ за лучшую операторскую работу и поделила Гран-при с французской лентой “Мой сын”.

Чем же так пленяет “Полумесяц” зрителей и судей? Меня, например, этот фильм взял той простотой, с которой показана такая сложная, фактически нерешаемая проблема, как положение курдов, живущих на стыке Турции, Ирана и Ирака. Ни одно документальное исследование, ни одна демонстрация или политическое заявление не заменят мне отчаяния и невыносимой грусти в глазах Мамо – знаменитого курдского музыканта, когда он понимает, что так и не сможет дать долгожданный концерт в Ираке, когда смотрит, как разбиваются иранскими пограничниками инструменты его ансамбля, когда видит, как смерть забирает друзей, так и не доживших, как и многие другие, до отдельного государства Курдистан.

Гран-при центральноазиатского конкурса жюри решило поделить между казахстанской картиной “Стриж”, в чьей победе было уверено большинство иностранных критиков, и лентой из Кыргызстана “Светлая прохлада”.

Дмитрий МОСТОВОЙ. Андрей ЛУНИН (фото)