"На крыльях филина" с "кусочком жадности" - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"На крыльях филина" с "кусочком жадности"

"На крыльях филина" с "кусочком жадности"

Джазовый фестиваль Jazzia October стал репетицией к большому фестивалю с участием мировых звезд.

  • 5 Октября 2007
  • 1355
Фото - Caravan.kz

Получив утонченное, если не сказать женственное, имя Jazzia, джазовый мини-фестиваль проходил в Алматы с 1 по 3 октября. Ценовая политика устроителей события пока осталась неразгаданной. Небывалая стоимость входа на джазовый концерт озадачила потенциальных слушателей, и участникам первого дня фестиваля пришлось играть при зале, заполненном на треть.

Они обещали вернуться

Открыла фестиваль милая алматинская команда, известная своим музыкальным вкусом и стабильностью – Steps. На нескольких композициях к музыкантам присоединялся “специальный гость” – тенор-саксофонист Тимур Некрасов из московской группы “Позитив”, выступившей на следующий день. Как рассказала вокалистка группы Гаухар Саттарова, вовсю идет работа над подготовкой дебютного CD группы. И вот-вот он увидит свет. В подтверждение этих слов Steps даже исполнили первый трек альбома – сдержанный фьюжн со словами “We’ll be back before the morning” (“Мы вернемся до утра”).

Еще одна казахстанская группа с патриотичным названием Apples – “Яблоки” – состоит из музыкантов постарше. Было приятно услышать от них подборку качественного джаза в сочетании с высокопрофессиональным исполнением.

«Как упоительны в России вечера»

Хедлайнерами первого дня стала группа из Рязани Feelin’s. Название родилось на стыке двух смыслов. Во-первых, это интерпретация английского слова feelings – чувства, а во-вторых, Геннадий Филин – так зовут бессменного лидера коллектива. Интеллигентный, в костюме и галстуке, фронтмен располагался за клавишами и сосредоточенно руководил музыкальным процессом. Противоположность ему – гитарист, на которого спокойно смотреть было невозможно. Внушительных размеров, эмоциональный, с подвижными лицом и телом, он определенно стал любимцем публики.

Однако, когда после трех композиций группа вдруг стала исполнять гитарную балладу в духе “Как упоительны в России вечера”, родился вопрос: они это серьезно? Потом, когда за этой вещью последовала еще одна, ну очень простая – буквально на трех аккордах, то стало понятно, что “шоу” только началось. Вокалистка Любовь, вышедшая исполнить интересную фанковую вещицу, продемонстрировала в ней уверенный голос и отличный диапазон. Но ее быстро сменил другой певец с, мягко говоря, не джазовым репертуаром.

Будущие короли эфиров

Второй день фестиваля открыли юные джазисты. Молодежный джаз-банд “Алматы” продемонстрировал свои новые свершения и вызвал очередные восхищения в адрес самих молодых музыкантов и их неутомимого руководителя. Тагир Зарипов не без гордости делился: на этот концерт срочно пришлось посадить за ударную установку преподавателя его Джазового центра-школы, в то время как действительный барабанщик отправился в американский колледж Беркли – очень уважаемое среди музыкантов учебное заведение.

Завершение вечера преподнесло алматинцам, в общем, давно ожидаемый сюрприз. Со своими авторскими сочинениями выступил московский коллектив “Позитив”, состоящий из выпускников академии музыки имени Гнесиных. Два месяца назад они показывали в Алматы программу, построенную на джазовых стандартах (известных, проверенных временем композициях), но пообещали обязательно привезти и собственную музыку… Треки “Уйти, чтобы вернуться”, “Крылья филина”, “Папирус” рисовали убедительные музыкальные картины. Следуя зову музыки, зал погружался в сюжеты, созданные молодыми волшебниками-инструменталистами.

Для реализации вокально-инструментальной части программы к россиянам присоединилась начинающая алматинская певица Саша со сценическим псевдонимом Клео. Ранее “Позитив” сотрудничал с ней на своем первом выступлении в Алматы. В этот раз музыканты углубились в корни фанк-музыки. Выяснилось, что плоды их общего музицирования не станут уделом избранных. Уже запланированы студийные сессии для записи первого сингла нового творческого союза.

“Колючие” немцы

В третий день выступали немецкие музыканты, привезенные на фестиваль Гете-институтом. Пожалуй, они оставили нашу публику в самых неоднозначных чувствах. Ураган нот в разных диапазонах одновременно, рваные фразы, неуловимый ритм…

Продолжительными (не менее десяти минут) композициями они отсортировали публику, не готовую к такой музыке, – в течение всего выступления группы алматинские зрители покидали зал на глазах у музыкантов. Самое интересное, что это даже не было авангардной какофонией – музыкальная мысль хоть и с трудом, но прослеживалась и развивалась внутри джазовых канонов. Тем более такую или примерно такую музыку джазмены начинали играть еще в 60-х годах прошлого века. Но нарочитый отказ от мелодичности и плавности повествования, подчеркнутая “колючесть” в исполнении немцев отпугнули пришедшую отдохнуть публику.

С первого же трека стало понятно, насколько далеко ушли в своих исканиях европейские джазмены. Только одно его название – “Кусочек жадности” – уже может дать представление о напряжении, заложенном в композиции. Улыбающаяся и очень позитивная в общении Ангелика на сцене предстала с радикальным музыкальным месседжем. Она в то же время не выходила из себя – количество эмоций и нот по-немецки было строго дозировано. Никакого сумбура, только хлесткие фразы и виртуозное владение инструментом.

О чем думает девушка

В заключение группа подарила самым терпеливым слушателям несколько минут более привычной мелодики и ровных ритмов. Прозвучало переложение польской народной песни “Что я думаю”, повествующей о деревенской девушке, которая пришла к выводу, что мужчины не нужны.

Позже Ангелика Нещчер рассказала, что в репертуаре группы гораздо больше мелодичных вещей. Но время, выделенное для этого выступления, вместило лишь такой срез их творчества. Как и ожидалось, самым главным своим вдохновителем она назвала саксофониста Джона Колтрейна, обретшего славу как раз в 60-х годах и повлиявшего на формирование современного джаза. Также Ангелика выразила уважение в адрес некоторых академических композиторов, среди которых выделила Игоря Стравинского.

К нам едет…

Неотъемлемой частью фестивальных дней были джем-сейшены в одном из баров Алматы. По принципу свободного микрофона на сцену мог подняться любой желающий, чтобы принять участие в коллективной импровизации на известные джазовые темы. Удивительно, но именно на сейшенах музыканты рязанской команды Feelin’s проявили себя наиболее полно. Закравшиеся было сомнения они развеяли, уверенно включившись в атмосферу массового музицирования.

Как и говорилось организаторами ранее, Jazzia October стал репетицией более значительного события, обещанного на май будущего года. И, пожалуй, самым громким их посулом является то, что на гранд-фестиваль следует ждать персону, сам факт приезда которой воспринимается как нечто фантастическое. Свое согласие на участие в фестивале Jazzia дал всемирно известный гитарист Ал Ди Меола.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)