В их числе – Билял Мукашев, житель Семея. Ветеранподводник, старший лейтенант в отставке – единственный казахстанец, который был занесен в Книгу Почета подводников ВМФ.
Служба под секретом
18летнего Биляла Мукашева призвали в армию в 1959 году. Из трех тысяч новобранцев отобрали всего двести человек. Из них – два казахстанца. Так они оказались на службе в засекреченной бухте, где разместилась первая бригада атомных подводных лодок СССР. Биляла Мукашева определили на службу в составе экипажа подводной лодки К8, его земляка Ашимбека Байназарова, уроженца Балхаша, – на К19.
Почти 4 года жизни в морском флоте протекали в условиях полной секретности, даже на занятиях им выдавали учебные тетради, строго пронумерованные, а после снова забирали и даже пересчитывали в них листочки.
Подводные лодки того времени были не слишком надежны. Первая авария с огромной утечкой радиации случилась в 1960 году. Тогда многие из сослуживцев Биляла получили изрядную дозу облучения и долго лечились.
Чуть позднее с товарищами, служившими на К19, произошла страшная катастрофа – авария в атомном реакторе. Когда был получен сигнал SOS, на спасение отправили и экипаж К8, на котором служил Мукашев.
– Мы шли к месту аварии двое суток, без остановок. Когда прибыли, экипаж лодки уже забрал эсминец, прибывший первым. Тогда сразу погибли 9 человек, остальных отправили в Ленинград, позднее многие из них от полученной дозы радиации скончались.
У Ашимбека Байназарова в момент катастрофы на К19 как раз был отпуск, он приехал только через месяц. И оказался единственным уцелевшим из того экипажа…
9 лет в ожидании признания
Отслужив положенный срок, Билял Мукашев вернулся на родину. О том, что атомная подводная лодка К8, на которой он служил, затонула в Бискайском заливе, Билял Мукашевич узнал только спустя 23 года. Об этом написала газета “Труд”. Среди погибших, а это 52 члена экипажа, были и его друзья…
О том, что первые испытатели атомных подводных лодок приравнены к участникам Великой Отечественной войны и могут иметь ряд привилегий, Билял Мукашев узнал случайно, когда однажды увидел программу “Час пик”. Известный телеведущий Влад Листьев принимал гостя – адмирала ВМФ России. Онто и рассказал об этом.
На следующий день Мукашев отправился в военкомат, но там ему не поверили – ведь в военном билете ветерана была единственная, ничего не значащая фраза – “служил на корабле со специальной энергоустановкой”.
Только спустя год пришел сухой ответ на его запрос из Центрального военноморского архива: “…проходил службу в в/ч 10412 (на атомной подводной лодке) в должности машиниста трюмного. 13 октября 1960 года произошла радиационная авария”.
Но это военных чиновников не убедило. Переписка с разными ведомствами длилась более 9 лет! Пока наконец Билял Мукашев не отправил свою просьбу с приложением всех полученных справок и ответов Владимиру Путину. И только после этого пришла долгожданная бумага – тогда Биляла Мукашева признали пострадавшим и приравняли к участникам Великой Отечественной войны со всеми положенными льготами…
Рассказывая о своей службе, Билял Мукашев признается, что только сейчас, по прошествии стольких лет, ему действительно становится страшно.
Тогда, много лет назад, молодые моряки страха не испытывали, даже после того, как погибла К19.
Как будто это был страшный сон, как будто с ними этого не могло случиться…
Оксана Приведенная, Семей