Стрит-экстрим - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стрит-экстрим

Стрит-экстрим

Уличные виды спорта сегодня очень популярны во всем мире. У нас им пока занимаются единицы.

  • 5 Октября 2007
  • 1618
Фото - Caravan.kz

Летом все свободное время они проводят на улице. Зимой тоже. Сами чистят снег, освобождая себе пространство для маневров. Часто падают, и эти падения нередко заканчиваются травмами.

К ним настороженно относятся окружающие. Практически у каждого роллера и скейтера наберется букет историй о том, как приходилось убегать от полиции или дворников.

Мы пообщались с двумя алматинскими любителями уличных трюков – Эмилем Жалмухамедовым и Виктором Магдеевым. Обоим по 16 лет. Учатся в одном колледже. Оба стали победителями первого чемпионата Казахстана по экстремальным видам спорта “Tabagan Extreme Games-2007”, где Эмиль выиграл соревнования на роликах, а Виктор – на скейтборде.

Мы все самоучки

Когда проходят соревнования, кажется, что спортсменов, гоняющих на скейтбордах и роликах, у нас очень много. Однако сами райдеры это предположение решительно опровергают. Катающихся, может, и много, но просто катающихся – тех, кто встает на колеса раз в неделю по выходным, и то нерегулярно – мало. Серьезно тренируются лишь единицы.

– В Алматы человек сто, наверное, наберется, кто на скейтах ездит, – рассказывает Виктор. – Из них человек десять ездят хорошо. Мы все между собой знакомы, общаемся. Помогаем друг другу прогрессировать.

– Наша компания – это человек пятнадцать максимум, – продолжает в свою очередь Эмиль. – Но все вместе мы почти никогда не собираемся. Каждый день катаются только человек пять. Почему-то роллеров всегда меньше, чем скейтбордеров…

Желающим научиться делать сальто и запрыгивать на перила метровой высоты всю науку катания приходится осваивать самостоятельно. Других вариантов нет. Некуда прийти, чтобы тебя со страховкой и поддержками всему научили. Приходить вообще практически некуда. В конце лета первый в Казахстане скейт-парк появился на горнолыжном курорте “Табаган”. Но это далековато от города, да и расположен он под открытым небом. То есть кататься можно только в хорошую погоду.

Найди себе учителя

Эмиль свою первую пару роликов приобрел два года назад:

– Мне сказали, что роллеры собираются на площади перед КазГЮА. Я приехал туда, но никого не было, и первое время пришлось кататься одному. Потом узнал телефоны ребят, которые давно этим занимаются. Мы познакомились, и я начал ездить вместе с ними. Они мне объясняли, что и как делать. Я вообще сразу почувствовал, что ролики – это мое. Старался заниматься каждый день, чтобы сравняться со старшими ребятами по уровню. Вроде получилось. Теперь я уже сам новичков обучаю.

– Да, в нашем деле для начала главное найти тех, кто уже что-то умеет, – подтверждает Виктор. – Чтобы они показали основные движения и элементы. Дальше уже каждый сам развивается кто как может.

Десять ступенек – это не предел

Любимый трюк Виктора Магдеева – прыжки со ступенек. Вниз через шесть штук. Это, по его словам, самый оптимальный для него размер.

– Мой рекорд – десять ступенек. Чувствую, что можно было бы попробовать и больше перепрыгнуть, но страшновато. Падать на асфальт больно будет, если что-то не получится. Когда катаешься на улице – так называемый стрит-стиль, – защитными средствами не пользуешься. Они только стесняют движения, мешают. Травмы? Без них не обходится… Самой серьезной у меня был перелом руки, а всякие там ссадины и ушибы – это каждый день. Иногда становится страшно. Например, бывает, долго не можешь заставить себя проехать там, где недавно сильно упал. Еще страшно, когда на твоих глазах товарищи разбиваются. Не так давно мой друг буквально на ровном месте оступился и сломал себе руку. Обидное такое падение получилось…

Бабушки страшнее полицейских

Стрит – наиболее доступный и популярный вид катания. Проще говоря, это преодоление всевозможных уличных препятствий, таких как скамейки, бордюры, перила, ступеньки, клумбы, урны. В зависимости от препятствия используются самые разные трюки.

– Мне больше всего нравится съезжать на роликах по перилам, – говорит Эмиль Жалмухамедов. – Мы когда по городу ездим, присматриваемся, где есть подходящие перила. Я запрыгивал на высоту где-то примерно себе по грудь. Потом – 10–12 метров вниз. Кататься можно на любых перилах, исключая те, с которых выгоняют. Это часто бывает. Гоняют все подряд. И полиция, и местные бабушки. Причем с бабушками даже сложнее бывает, чем с полицией. Они как начнут ругаться!.. Вандалами нас называют. Ну какие мы вандалы?! Мы просто приезжаем на спот – это место катания, и катаемся в свое удовольствие. Никому не мешаем, никого не трогаем.

– Не устаете бороться с общественным мнением?

– А что делать? Это везде так. Я был в Москве и Лондоне – гоняют. Да и на видео, какое ни посмотри, даже тех же американцев, регулярно мелькают кадры, где роллерам приходится от кого-то убегать.

Родители уже смирились

Казалось бы, одноклассники, студенты-сокурсники и прочие друзья-товарищи должны если не с завистью, то с уважением относиться к смельчакам, которые лихо перепрыгивают метровые препятствия, выполняют разнообразные сальто и кульбиты. Ведь это такое захватывающее зрелище, красивое и опасное одновременно! Мнения окружающих по этому поводу, однако, расходятся.

– По-разному все относятся, – пожимает плечами Эмиль. – Многие меня не понимают и откровенно покручивают пальцем у виска. А другие, наоборот, в восторге. Родители просто смирились. Поначалу, увидев, насколько это все травматично, они сильно за меня переживали. Все время просили быть поаккуратней. Сейчас чуть проще стали относиться. Вообще мне все равно, кто и что про меня думает. Мне нравится кататься на роликах, и я это делаю.

– Последнее время родители опять перешли на мою сторону, – говорит Виктор. – Поначалу они были рады, что я нашел себе интересное увлечение. Потом начали меня отговаривать, а когда я начал выигрывать соревнования, обрадовались, что я сам чего-то добился. За победу на экстремальных играх мы получили по 100 тысяч тенге! Это уже материальная оценка наших трудов. При этом некоторые одноклассники до сих пор смотрят на меня, как на ребенка. Прямо так и говорят в лицо, мол, ты уже большой, а все на этой дурацкой доске прыгаешь. Я не обращаю внимания.

Стиль – всему голова

Роллеров и скейтбордеров можно различать по одежке.

– Есть разные стили в катании и в одежде одновременно, – объясняет Эмиль Жалмухамедов. – Самые распространенные – это хип-хоп и панк. Катание в стиле хип-хоп означает высокую техничность, сложные слипы, разнообразные переходы. Я считаю себя хип-хопером. Одеваюсь в широкие штаны и свободные футболки. Причем не только когда катаюсь, но и вообще по жизни. Я и рэп сам читаю.

У панков все по-другому. Они ходят в узких, почти как лосины, штанах и обтягивающих майках, делают необычные прически, а их стиль катания можно назвать безбашенным. Они прыгают с высоких ступеней и выполняют всякие трюки повышенной травмоопасности. И еще есть ребята, которые никаких стилей не придерживаются. Просто катаются, и все.

– Я, как и Эмиль, предпочитаю хип-хоп, но только когда катаюсь на скейте, – говорит Виктор. – В обычной жизни предпочитаю обычную одежду.

Цена удовольствия

Что лучше – скейт или ролики, каждый решает для себя сам. Драйв, ощущения и энергетика в обоих видах стрит-спорта находятся на высоте.

А вот если судить по финансовым затратам, более экономичными оказываются ролики. Судите сами. Ролики стоят примерно 50 тысяч тенге. Пары хватает в среднем на год. Время от времени требуется замена колес – это еще 7–10 тысяч тенге.

– Когда только начинал заниматься, комплекта колес мне хватало месяца на три, – говорит Эмиль. – Теперь, если тренироваться по-настоящему, бывает, что и на две недели не хватает.

Стоимость доски для скейтборда – 12–15 тысяч тенге. Но она регулярно выходит из строя. Раз в месяц, а то и каждую неделю приходится менять. Как минимум, раз в три месяца требуются новые колеса – 5–6 тысяч тенге, и подвески – 8–10 тысяч. Специальной скейтерской обуви хватает в среднем на месяц. Пара стоит около 100 долларов.

– К статье затрат относится еще одежда, – добавляет Виктор. – Когда падаешь, она рвется, и приходится покупать новую. Ну и лекарства прибавьте – мази, бинты, лейкопластырь. В целом все очень недешево получается. Но поверьте, оно того стоит!

Юлия ЛЬВОВА, Иван БЕСЕДИН (фото)