Между тем рынки Алматы, Алматинской области завалены пакетами, бутылками с насваем. Его продают повсюду – возле остановок, в мелких магазинах, в киосках с фруктами. Тонны опасной дури ждут своих покупателей, большинство из которых – школьники и молодежь.
Вопрос министерству здравоохранения РК: почему гремучая смесь кустарного производства в свободной продаже?
Я думала, мода на насвай давно прошла. Население стало более грамотным и в состоянии отличить, простите, дерьмо от конфетки. Какой там!
Рынок “Алтын Орда” на трассе Алматы – Бишкек. Отправились с фотокором за фруктами. Покупаем у продавца семечки. Тут же на прилавке целая коробка с насваем, упакованным в полиэтиленовые “колбаски”, мешочки, шарики.
Ее зеленая, коричневая составляющая нарезана мелкой, крупной стружкой, соломкой, светлая, темная, с черными и бурыми мелкими шариками. Выбор большой.
Пока присматривались, один мужчина подошел, сунул продавцу 200 тенге, взял пакет, другой…
Мак для усиления эффекта. А что еще?
Для тех, кто не знает: смесь закладывается под язык, верхнюю губу или за щеку. Через слизистую вещества всасываются в кровь, вызывая состояние эйфории – легкое головокружение, расслабленность мышц – уже через пять минут.
Состав зелья весьма неаппетитен и прошел трансформацию за долгие годы использования азиатскими народами.
Вместо традиционной травы – нас, фруктовых добавок теперь используют табак, добавляют в него гашеную известь, куриный помет или верблюжьи фекалии, масло, травы.
Что еще могут подмешать, никто не знает. Слышала, что может быть клей – для достижения большего эффекта. Как я поняла, подлинный состав известен только изготовителям, которых нужно еще поискать.
Показываю торговцу на пакетик с зернистой смесью: что это?
– В табак добавили мак для усиления эффекта. Есть нас – для любителей острых ощущений. Смерть с улыбкой на лице: что творится с казахстанскими наркоманами
– И с чем же?
Продавец подозрительно прищурил глаза:
– А вам зачем? Вот ваши семечки, с вас 200 тенге.
Дает понять, что разговор окончен и уходит.
Рынок большой, и, если честно, мы заблудились. Искали павильон с молочкой. Издалека заприметили мешочки с куртом. Подходим. И тут я испытываю странное чувство. Вроде бы нахожусь в продуктовом открытом павильоне – курт, жент, чай продаются. Только на прилавках зелено от бутылок, пакетов с насваем. Как будто это товар первой необходимости! Пока покупала зеленый чай, разболталась с продавцом. Говорит, здесь стоят в основном перекупщики.
Насвай производят в Южном Казахстане, везут его из Тараза, Шымкента. Есть на рынке кыргызский, узбекский нас. Дескать, он более “чистый” и высокого качества.
Интересуюсь: “чистый” – это что значит?
– Ну, все компоненты натуральные, трава там какая-то особенная, анау-мынау, – продавец пожимает плечами. – Сам не пробовал, продаю только. Говорят, горький вкус, противно жевать.
– А зачем тогда люди покупают?
– У кого-то привычка, кто-то кайф испытывает, наверное. Не знаю. Парни, мужчины в основном берут. Много таксистов, водителей. Слышал, закладывают за губу, чтобы не заснуть за рулем…
Пока мы общались, за спиной пошел шепот. Пытались сфотографировать всю эту батарею насвая, но продавцы начали возмущаться. Одни лицо закрыли, другие попросили не снимать, пригрозили вызвать охрану.
Едем дальше, на Жубанова – Момышулы. На аллее возле рынка насваем торгуют уже много лет. Тут выбор поменьше.
Но “колбасок” по 50 тенге целая гора. Сама видела не раз, как покупали взрослые мужчины и совсем юнцы.
На алматинской барахолке, “оптовке” тоже продают зеленую дурь. Пыталась выяснить у апашки, что же там внутри. Женщина фыркнула: дочка, не для тебя это.
“Кожа сухая, десны черные, зубы в ужасном состоянии”
В 2008 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов издал указ о запрете в стране производства, реализации, использования и завоза насвая – слишком серьезные последствия для здоровья он вызывает: рак губы, гортани, пищевода, желудка, язву желудка, отравления. Несколько лет назад последствия его употребления обнародовали кыргызские СМИ со ссылкой на Институт медицинских проблем Национальной академии наук КР. В сообщении говорилось, что молодые люди после длительного употребления насвая становятся импотентами.
В 2009 и 2010 годах в алматинских школах провели опрос. Результаты были пугающими: 50–60 процентов учащихся среднего звена – 5, 6, 7, 8-е классы (преимущественно юноши) – пробовали или постоянно употребляли насвай. Наркологи, с которыми я тогда говорила на эту тему, не строили иллюзий по поводу безопасности зелья. Поскольку сами не раз видели пациентов с ужасными язвами во рту. Кроме того, по их мнению, некоторым после употребления насвая хотелось более острых ощущений, еще большей эйфории.
Так вызывает ли насвай зависимость?
Директор Центра психического здоровья Алматы Сапар РАХМЕНШЕЕВ уверен: вызывает и поясняет почему:
– Основной состав насвая – табак. Но для усиления эффекта добавляют пепел саксаула, известь, куриный помет, кара агаш – смолу черного дерева.
Я в детстве видел, как бараны, козы как-то вместе с травой съели куриный помет. Через минут 30–40 один баран умер.
Когда изучал этот вопрос, понял, что такое увлечение опасно. Организм от помета просто “горит”! Почему люди переходят на насвай? Допустим, человек курит обычные сигареты. Решает бросить курить и перейти на насвай. Успокаивает себя тем, что легкие будут в порядке. Про другие органы он не думает.
Когда первый раз человек употребляет насвай, он вызывает головокружение, эйфорию, как после обычных крепких сигарет.
У детей, подростков да и взрослых появляется интерес. Человек продолжает пробовать, в результате развивается обычная никотиновая зависимость.
Вещества, входящие в его состав, поступают в организм через сосуды в ротовой полости, вызывая ее раздражение. Не исключены злокачественные заболевания ротовой полости, желудочно-кишечного тракта.
Смесь токсичная, токсины нарушают функции почек, печени, желудка.
Как-то ко мне на прием привезли мужчину. Он с первого класса употреблял насвай. Смотреть на него было страшно: кожа сухая, одни глаза, десны черные, зубы в ужасном состоянии… Он признался, что хочет избавиться от насвая. Рассказал, что раньше в день употреблял маленький пузырек, а сейчас уходит бутылка. Мы его лечили. Через месяц кожа, десны посветлели, из “живого трупа” он превратился в человека.
– Я слышала такое оправдание, мол, наши деды всегда жевали насвай, и ничего…
– Деды сами выращивали табак и сами его жевали. Что добавляют в насвай сейчас, мы не знаем.
Нет норм – нет мер
Почему же у нас этот товар доступен, да еще продается на рынках вместе продуктами? На тех же пачках с сигаретами хотя бы наклеены предупреждающие картинки. У многих вид уродливых младенцев или гангрены вызывает дрожь, нежелание вообще брать в руки пачку с сигаретами.
Домашний курт, жент, рядом с которыми продают насвай, тоже проходят экспертизу: а вдруг молочка заражена бруцеллезом, сальмонеллезом? А насвай с неизвестным содержимым, получается, никто не проверяет!
Как нам сообщили в МВД Казахстана, согласно постановлению правительства РК от 30 апреля 2013 года “О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”, насвай (насыбай) отнесен к виду некурительного табачного изделия. И данное постановление “запрещает ввоз, производство, продажу и распространение насвая, некурительных табачных и не табачных изделий, превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ, определяемые правительством РК”. "Дурь" в свободной продаже
Однако на сегодняшний день на законодательном уровне органами здравоохранения не определены допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ в насвае. Поэтому из-за отсутствия допустимых норм для этого изделия полиция не может принять меры административного воздействия за нарушение правил его реализации.
Что интересно, разговоры о том, что нужно провести экспертизу насвая, разработать нормы или внести полный запрет на его продажу, на уровне минздрава и МВД шли еще семь-восемь лет назад. Поговорили-поговорили и… забыли!
Между тем, судя по объемам этого товара на рынках, спрос на него большой. Кому, как не министерству здравоохранения, знать, что рак губы, желудка, язвенная и другие болезни, импотенция стали бичом нашей страны.
АЛМАТЫ