Об уникальной находке заявил известный в Караганде эксперт-антиквар Николай Дудкин. Он утверждает, что к нему попали оригиналы рисунков и эскизов знаменитых русских советских художников XIX–XX веков Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Кузнецова.
Кузьма Петров-Водкин, автор знаменитой картины “Купание красного коня”, в 1921 году совершил поездку в Среднюю Азию. Итогом этого восточного путешествия стала его книга “Самаркандия”, которую художник снабдил собственными иллюстрациями. Он пробыл в Самарканде четыре месяца. В это время он написал более 30 картин, составивших интересную и яркую самаркандскую коллекцию. А сегодня мы можем еще раз убедиться в том, что самаркандский период еще и самый загадочный в творчестве Петрова-Водкина. Нынешней весной художественный мир облетела первая сенсация: в Петербурге была найдена неизвестная ранее картина Петрова-Водкина “Отражение в воде. 1921 год. Самарканд”.
А сегодня о новой находке заявила Караганда. Картина удивительно сходится по манере и стилю с “Отражением в воде”. Такое впечатление, что художник задумывал цикл восточных портретов. На рисунке автопортрета стоит дата – “Август 1921 г. Самарканд”.
– Очень похоже на то, что обнаруженные произведения являются оригиналами, – пока осторожно говорит искусствовед Наталья Иванина, сделавшая первые официальные заключения по поводу находок. – У меня почти нет сомнений относительно авторства рисунков Петрова-Водкина. Сходится все: монограммы, манера датировки, тип бумаги, авторская манера…
Еще меньше сомнений у карагандинских искусствоведов относительно авторства восточной акварели Павла Кузнецова.
– Конечно, все картины должны пройти дальнейшую экспертизу, – говорит Наталья Иванина. – Более сложные технические экспертизы делают в Петербурге и Москве. Но я почти не сомневаюсь, что экспертизы подтвердят подлинность рисунков. Это бесценная находка, имеющая огромное значение в мире искусства.
Уникальные рисунки попали к карагандинскому антиквару Николаю Дудкину неожиданно, и принесли их люди, не связанные с искусством. Несколько десятилетий рисунки пылились в кипах старых газет в старом частном доме, хозяева обнаружили их недавно.
Как они попали в Караганду? Можно делать только предположения. Караганда – столица Карлага, возможно, кто-то из именитых узников и ссыльных привез рисунки с собой. Или произведения попали к нам во время войны в период эвакуации.
Татьяна Тен, Сергей Буянов (фото), Караганда