Китайский гегемон Венеции - Караван
  • $ 485.04
  • 525.98
-2 °C
Алматы
2024 Год
18 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Китайский гегемон Венеции

Китайский гегемон Венеции

64-й Венецианский кинофестиваль завершился сенсацией. И дело здесь не только и не столько в специальном “Льве”, врученном российскому режиссеру Никите Михалкову. Главная награда – “Золотой лев” за лучший фильм – третий год подряд досталась китайскому режиссеру.

  • 14 Сентября 2007
  • 1311
Фото - Caravan.kz

Во второй раз обладателем почетного трофея стал Энг Ли. Теперь с картиной “Вожделение”. Вопреки медным трубам российских телеканалов главная неожиданность Мостры – не приз Михалкова, решение о котором появилось в последний момент, а новый успех Ли.

Не устояли перед “Вожделением”

Мы уже писали в прошлом номере о любви директора фестиваля Марко Мюллера к азиатскому кино. Что ж, он может ликовать: на коне, а точнее – на льве, вновь оказались китайцы. Год назад главная награда вопреки всем прогнозам и журналистским рейтингам была вручена ленте “Натюрморт” китайца Цзя Джанкэ. В 2005-м в Венеции торжествовал Энг Ли – со своей приснопамятной “Горбатой горой”. И вот все тот же Ли получил второго “Золотого льва”.

Картина “Вожделение” – ретродрама. Причем эротического характера. Действие происходит во время Второй мировой войны, когда Китай был оккупирован Японией. Подпольная патриотическая организация внедряет в окружение одного из высокопоставленных коллаборационистов юную девушку. Ее задача – соблазнить предателя, а потом, сами понимаете, убить.

Критики отмечают, что “Вожделение”, конечно, сильная картина с отличной режиссурой, но не более. В конкурсной программе Мостры были фильмы и получше, и подостойнее. Тот же “Меня там нет” Тодда Хейнса, удостоенный приза за лучшую женскую роль Кейт Бланшетт и спецприза жюри. Однако решение судей-режиссеров во главе с Чжаном Имоу (особо скептически настроенные противники победы “Вожделения” отмечают, что фактор “землячества” стал основным) не изменишь.

И теперь Энг Ли – один из самых титулованных режиссеров мира, притом что ни одного безусловного шедевра он не снял. В коллекции Ли два “Золотых льва”, два “Золотых медведя” Берлинского кинофестиваля, “Оскары” за лучший фильм на иностранном языке (“Крадущийся тигр, затаившийся дракон”) и режиссуру (“Горбатая гора”). Для полного комплекта не хватает только “Золотой пальмовой ветви” Канн. Ну и при желании главного “Оскара”, с которым полтора года назад Американская академия киноискусства Ли прокатила.

Ну как Брэда Питта оставить без “Льва”?

Не меньшее удивление, чем “Золотой лев” “Вожделения”, вызвал Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль Брэду Питту. Он самолично привез в Венецию драматический вестерн “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”, спродюсированный им же. Картина вызвала положительные отзывы, однако игру Питта к сильным сторонам не относили. Тем более что хороших ролей в других фильмах было немало. Но все-таки жюри отдало награду американцу, что вызвало недовольное гудение среди журналистов, еще помнящих, как год назад столь же неожиданно и необоснованно аналогичный приз вручили Бену Аффлеку, сыгравшему в картине “Смерть супермена”.

Впрочем, “вручили” – громко сказано. Аффлек на церемонию не явился – это был прецедент. Теперь почин Аффлека решил поддержать Питт. Он тоже не смог лично присутствовать на закрытии. Как и Бланшетт, которой достался женский Кубок Вольпи. Впрочем, актриса достойно вышла из ситуации, сделав делегатом Хита Леджера – своего партнера по фильму “Меня там нет”.

Что интересно, Бланшетт и Леджер в этой картине сыграли роль одного и того же человека – Боба Дилана! А помимо их еще четыре актера, включая таких известных, как Ричард Гир и Кристиан Бэйл. “Меня там нет” – байопик Дилана, и режиссер Тодд Хейнс решил таким неординарным способом подойти к экранному изображению главного героя.

Помимо Кубка Вольпи Бланшетт “Меня там нет” получил спецприз жюри, разделенный с лентой французского режиссера арабского происхождения Абделатифа Кешиша “Рыбный кускус”. Еще одна из главных наград – режиссерский “Серебряный лев” – досталась Брайану Де Пальме, приехавшему в Венецию с антивоенной драмой “Отредактировано”. В ее основе реальная история о том, как американские солдаты поиздевались, а затем буквально вырезали ни в чем не повинную иракскую семью.

Де Пальма не скрывает, что его фильм, сделанный в полудокументальной манере, еще и антибушевский. Президенту США досталось не только от Де Пальмы, но и от других участников фестиваля. В частности, Ричарда Гира, который на пресс-конференции после презентации “Меня там нет” отметил, что среди прочих недоступных его пониманию вещей есть двукратное избрание Буша президентом.

Исключение. Для Михалкова

Не мог не залезть в политику и Никита Михалков. Его лента “12” в том числе и о ситуации в Чечне, и о ксенофобии в России, и о том, что же со всем этим делать. Неспроста на вопрос, что бы он посоветовал президенту Путину по поводу Чечни, Михалков в свойственной ему манере ответил: “Посмотреть мою картину”. В конце сентября “12” должны выйти в казахстанский прокат, поэтому о сюжете фильма скажем коротко: суд присяжных решает судьбу чеченского юноши, обвиненного в убийстве своего отчима – российского офицера.

“12” демонстрировались в предпоследний день Мостры и произвели сильное впечатление на публику и жюри. Настолько сильное, что впервые за шесть лет был вручен специальный “Лев” “за совокупность работы всей съемочной группы” и с длиннющей формулировкой: “Жюри радо констатировать блеск творческой формы, в которой находится Никита Михалков. Его новый фильм – очередное подтверждение мастерства режиссера, с большим гуманизмом и эмоциональностью открывающего для нас сложность бытия”.

Кстати, вопреки восторженным репортажам российских государственных телеканалов (“Этот “Лев” такого же размера и такой же золотой, как и главный”), преподнесших приз Михалкова как главное событие фестиваля, о золоте специального “Льва” в официальном заявлении жюри ничего не сказано. Стоит напомнить, что для Михалкова это уже вторая награда Венеции – первая была в 1991 году за фильм “Урга: территория любви”, и тогда это был действительно “Золотой лев”.

Главные награды 64-го Венецианского кинофестиваля

“Золотой лев” за лучший фильм – “Вожделение” (Se jie) Энга Ли.

“Серебряный лев” за лучшую режиссуру – Брайан Де Пальма, “Отредактировано” (Redacted).

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль – Брэд Питт, “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса” (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford).

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль – Кейт Бланшетт, “Меня там нет” (I’m Not There).

Приз за лучшую операторскую работу – Родриго Прието (“Вожделение”).

Приз за лучший сценарий – Пол Лаверти, “Это свободный мир” (It’s a Free World”).

Специальный “Лев” “за совокупность работы всей съемочной группы” – Никита Михалков (“12”).

Специальная премия жюри – Абделатиф Кешиш, (“Рыбный кускус” (La graine et le mullet)) и Тодд Хейнс (“Меня там нет”).

Премия Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру – Хафсия Херзи (“Рыбный кускус”).

Почетный “Золотой лев” в честь 75-летнего юбилея фестиваля – Бернардо Бертолуччи.

“Золотой лев” за вклад в кинематограф – Тим Бертон.

Премия имени Робера Брессона “за внимание к духовным исканиям человека и неустанные поиски вечного” – Александр Сокуров.

Дмитрий МОСТОВОЙ