Как приятно все-таки, идя в кино, обманываться в своих ожиданиях. Обманываться, конечно, в лучшую сторону. Признаться, от новой картины Станислава Говорухина я не ждал ничего экстраординарного. Рекламный ролик, конечно, манил своей легкостью и юмором вроде диалога Марии Ароновой и ее экранного мужа Дмитрия Певцова: “ Ты куда? – На ипподром. – А-а-а, ну, поторопись, а то твоя лошадь уже два раза звонила”. Однако предвещал он, скорее, водевильную мелодраму частной жизни. Тем более что с распадом СССР режиссер еще и впал в нудно-назидательный тон, который лучше всего иллюстрирует название его ленты 1990 года “Так жить нельзя”. Однако “Артистка” оказалась на редкость приятным фильмом. И, безусловно, лучшим из российских, что я видел в этом году.
Актриса Московского театра имени Грибоедова Анна Петрова (Евгения Добровольская) по большей части играет “кушать подано” и живет в коммуналке с соседкой – престарелой примой – и соседом-электриком в том же театре (Александр Абдулов). А мечтает артистка Петрова о гамлетовской Гертруде и самом обычном счастье. Гертруда ей, правда, не светит, а счастье обещают только карты подруги Муси (Аронова). Но однажды муж Муси – бизнесмен Аркадий Михайлович (Певцов) – приглашает в гости своего одноклассника Викентия (Юрий Степанов), ныне известного ученого-паразитолога. Викентий не слишком красив, стеснителен, живет с мамашей с диктаторскими замашками… В общем, как говорила Маргарита Пална в другом известном фильме, Хоботов, простите, Викентий – это большое дитя. Но Аню он пленяет.
Как видите, сюжет прост. В чем-то даже наивен. Жила себе актриса Петрова, мечтала о главных ролях, безуспешно ходила на кинопробы, плакала в подушку да отбивалась от ухаживаний соседа-электрика. И вот тебе на: подфартило!
Но в этой простоте есть и своя прелесть. Потому что ничего фальшивого в “Артистке” нет. Некая сказочность – да, присутствует. А вот фальши нет. Во многом это заслуга прекрасно написанных диалогов и замечательного актерского ансамбля. В кои-то веки не в кого не то что камень бросить – даже замахнуться.
Евгения Добровольская заслуживает только самых добрых слов. Причем в превосходной степени. Великолепнейшая роль. Шедевральная. Особенно сцена в кафе после кинопробы. Добавьте искрометную Аронову, Абдулова в совершенно неожиданном амплуа, мастера эпизода Ефремова, Певцова, Степанова, Бондарчука… Все вместе они рождают массу очень смешных сцен и атмосферу кинематографического праздника. “Артистка” – это наше кино. Наше в том смысле, что сделано по старым советским рецептам отличной комедийной мелодрамы, которая приятна на вкус и при просмотре, и после, и которую обязательно захочется пересмотреть.
Оценка автора – 8 из 10.
Интересный факт
Евгения Добровольская и Михаил Ефремов в прошлом были супругами (в браке у них родились трое детей), в связи с чем пикировки их героев в фильме смотрятся особенно забавно.