У Мостры будет праздник, у Мостры – юбилей! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
У Мостры будет праздник, у Мостры – юбилей!

У Мостры будет праздник, у Мостры – юбилей!

Тройку ведущих мировых кинофестивалей – Берлин, Канны, Венеция – не принято делить по степени важности. Скорее, по неким “антропометрическим” особенностям. Берлин – форум несколько политизированный, Канны – рафинированный, утонченный. Венеция – звездный, в чем-то даже мэйнстримовый.

  • 7 Сентября 2007
  • 1450
Фото - Caravan.kz

Завтра во дворце на знаменитом острове Лидо закроется уже 64-й Венецианский международный кинофестиваль. В этом году Мостра (с итальянского – “выставка”, “парад”) проходит под знаком собственного 75-летия.

Помимо того что Венецианский – обычно самый представительный из фестивалей по числу коммерчески успешных звезд, он еще и самый почтенный. Впервые был проведен в 1932 году с подачи Беннито Муссолини (к слову, Канны возникли позже именно как ответ фашистской Мостре). Однако из-за войны и прочих вынужденных перерывов нынешний фестиваль 64-й по счету.

“Золотого льва” – Бернардо Бертолуччи

Мостра празднует день рождения с размахом, но без пафоса. В честь юбилея учреждены специальные награды, обладатели которых стали известны заранее. Почетного “Золотого льва” вручили живому классику Бернардо Бертолуччи. А аналогичную статуэтку за достижения в кинематографе получил из рук своего любимого актера Джонни Деппа главный сказочник для взрослых современности Тим Бертон. Специального приза Епископальной ассамблеи Италии “за вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанный поиск вечного” удостоился российский режиссер Александр Сокуров.

Здесь будет дворец на 20 миллионов евро!

Солидный подарок фестивалю преподнесло итальянское правительство. Оно выделило 20 миллионов евро на строительство нового дворца, место под который уже отведено. Старый палаццо – тот самый на острове Лидо – уже не соответствует высоким требованиям Мостры и ее гостей. Да и выглядит он, честно говоря, не слишком презентабельно…

Мне довелось побывать на Лидо. Идешь, строго следуя карте, поворот, еще поворот, осталось 100 метров, все – тут должен быть дворец! Поднимаешь голову, озираешься и разочарованно осознаешь, что вот это вот низенькое здание с небрежным белым фасадом и рядом флагштоков, ни в какое сравнение не идущее с отечественным Дворцом Республики, а, скорее, похожее на ДК “Венецианец”, и есть легендарный дворец фестивалей.

Конечно, на время кинофорума его всячески украшают и драпируют. Вот и в эти дни палаццо наряжен Данте Феррети – художником, работавшим еще с Федерико Феллини. Феррети изобразил у фасада стену, а в ней пролом, сделанный огромным шаром, которым обычно разрушают дома. Этакий символ грядущего прощания Мостры со старым дворцом, а заодно цитата из финала “Репетиции оркестра” все того же Феллини.

Заправляли американцы и англичане

Будущий новый палаццо заслуга и директора фестиваля Марко Мюллера, чья любовь к азиатскому кино всем известна. Однако на нынешнем Венецианском картин с Востока немного. Из наиболее заметных – “И восходит солнце” китайца Цзян Вэня и Sukiyaki Western Django японца Такаши Миике. Во время Мостры состоялась и премьера нового фильма оскароносца Энга Ли “Вожделение”, рассказывающего о политической борьбе в Китае во время Второй мировой войны и японской оккупации. Причем жанр “Вожделения” – эротический триллер. Плюс закрывать форум будет тайская картина “Братья по крови”.

Заправляют же нынешней осенью в Венеции англичане и американцы, что уже, кстати, вызвало недовольство многих критиков. Фильмом открытия фестиваля стала картина “Искупление” – очередная экранизация от англичанина Джо Райта, два года назад презентовавшего свою версию “Гордости и предубеждения”. В свои 35 Райт стал самым молодым режиссером, которому доверили открывать Мостру. Занят в “Искуплении” звездный актерский состав – Кира Найтли, Джеймс Макэвой, Ванесса Редгрэйв и Ромола Гарай.

Группа “поддержки” – Джордж Клуни, Брэд Питт….

Кроме того, в конкурсе представлены такие знаменитости, как Питер Гринуэй со своим “Ночным дозором” о Рембрандте, прошлогодний триумфатор Канн Кен Лоуч с картиной “Это свободный мир”, Кеннет Брана c замысловатым детективом “Сыщик” с Майклом Кейном и Джудом Лоу в главных ролях, обладатель “Оскара”-2006 Пол Хэггис с лентой “В долине Элах”, а также Брайан Де Пальма c новой работой “Отредактировано”. Причем два последних фильма, в центре повествования которых американская кампания в Ираке, носят явный антивоенный характер. А Де Пальма еще и не стесняется в выражениях, заявляя, что снял “Отредактировано” для того, чтобы посмотревшие кино американцы убедили конгресс вывести войска из Ирака.

Режиссеров не таких крупных и маститых поддерживают занятые в фильмах звезды. Так, Джордж Клуни, Тильда Суинтон и Билл Мюррэй приехали в Венецию представить ленту “Майкл Клейтон”, в которой Клуни сыграл роль нью-йоркского адвоката, специализирующегося на решении личных проблем высокопоставленных клиентов. Поставил картину сценарист “Ультиматума Борна” Тони Гилрой. А Брэд Питт привез вестерн “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса” новозеландского режиссера Эндрю Доминика, также с собой в главной роли.

Новая попытка Никиты Михалкова

Из стран СНГ наибольшее представительство имеет Россия. В конкурсной программе сегодня покажут фильм “12” Никиты Михалкова – ремейк знаменитых “12 разгневанных мужчин” Сидни Люмета, снятых полвека назад.

У Михалкова, не снимавшего восемь лет, присяжные решают судьбу не пуэрто-риканского подростка, а чеченского. Кроме того, вне конкурса в программе “Венецианские дни” продемонстрировали скандальный “Груз-200” Алексея Балабанова, а в “Неделе критиков” – “Отрыв” Александра Миндадзе.

Судьбу “12” и других конкурсных фильмов завтра решит жюри. А оно у юбилейной Мостры исключительного статуса и состоит сплошь из маститых режиссеров: Чжан Имоу, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Катрин Брийа, Джейн Кэмпион, Эмануэле Криалезе, Ферзан Озпетек и Пол Верховен. Кому они вручат “Золотого льва” и прочие награды, узнаем совсем скоро.

Дмитрий МОСТОВОЙ