В офицерском звании Хайрулла Сайдуллаев, Федор Бережной и Денис Кравченко прослужили 12 лет в Вооруженных силах нашей страны. Выбирая профессию военного летчика, молодые курсанты Актюбинского высшего летного училища мечтали стать асами, поднимать в небо современные мощные боевые машины…
— Мы готовили себя к честной и трудной работе, — говорит Хайрулла Сайдуллаев. — Взяли хороший старт, закончили училище в числе первых, двое из нас получили красные дипломы. И что мы имеем на сегодняшний день? У меня 110 часов налетов. У Кравченко — 150. У Федора Бережного — 60. И это за 12 лет службы в Вооруженных силах!
— Можете сравнить с тем, как обстоят дела в российской армии?
— Выпускники российских летных вузов приезжают к нам лейтенантами с налетом в 250 часов. Они в полном объеме прошли курс подготовки еще будучи курсантами на боевых самолетах. Мы же пришли в часть после училища с 14 часами налета на Як-18Т! Но и в действующей армии мы месяцами не поднимались в небо. А те немногие полеты назвать боевыми можно с большой натяжкой. В основном это были полеты по кругу. Взлет — посадка. О какой готовности к выполнению боевых задач можно говорить?!
О том, что наши военные летчики мало летают, громко заговорили после трагедии 16 февраля, когда в Караганде во время планового полета потерпел крушение военный Миг-31. Экипаж погиб…
Пилоты… укладывают бордюры, строят душевые
Хайрулла Сайдуллаев, Федор Бережной и Денис Кравченко искренне желали служить Отечеству на том поприще, которое избрали, к которому готовились. Служить — в небе, за штурвалом боевого самолета-истребителя. Но Отечество все больше находило для боевых офицеров работу на земле. О своей наземной службе они говорят с горькой иронией: «За годы службы в авиационной эскадрилье мы научились строить футбольные площадки и душевые, возводить ограждения, виртуозно выкладывать бордюры, косить траву, белить и красить, подметать…»
И однажды летчики пришли к выводу: их профессиональные амбиции в армии никому не нужны. Они 12 лет стояли в строю, исполняли приказы командиров: строить — значит строить, мести — значит мести! Но перспектива простоять в этом безликом строю всю оставшуюся жизнь их не устраивала. Они приняли решение: выйти из рядов Вооруженных сил. Пока время не ушло, пока возраст еще позволяет, пока еще есть здоровье и силы.
10 ноября 2006 года заместитель командира эскадрильи капитан Хайрулла Сайдуллаев, капитан Федор Бережной и капитан Денис Кравченко подали рапорты об увольнении из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан.
«О последствиях увольнения предупрежден»
В приватных беседах многие военные откровенно говорят о проблемах армии, о слабом материально-техническом обеспечении войск, о нездоровой атмосфере в частях… Дух патриотизма пока не пропитал армейские казармы. «Скоро служить будет некому. Сегодня в армии остаются в основном те, кто боится не найти себя в гражданской жизни, и остатки с советских времен, которым до пенсии рукой подать, и отступать уже некуда…»
Но три балхашских офицера, к их чести, остались верны присяге. В их рапортах и судебных исках нет ни слова, порочащего нашу армию. Основания для увольнения в запас летчики нашли в казахстанских законах, подтвердив тем самым, что недаром заработали в свое время красные дипломы. К тому же все трое получили второе высшее образование — юридическое. И тоже «на отлично». На суде летчики сами представляли и защищали свои права.
Из заявления Х. Сайдуллаева в военный суд Акмолинского гарнизона: » Согласно п.2 ст.29 главы 5 Закона «О воинской обязанности и воинской службе контракт заключается между сторонами в добровольном порядке. Мною принято решение о незаключении контракта и прекращении дальнейшей службы в Вооруженных силах».
Из рапорта на имя командира эскадрильи: «Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан. Без заключения контракта отсутствуют законные основания для продолжения мною военной службы в ВС РК. В личной беседе с командиром части о возможных последствиях увольнения предупрежден».
Юридический тупик
В дальнейшем военные и гражданские юристы назовут ситуацию юридическим казусом. Новый Закон «О воинской обязанности и воинской службе», принятый в 2005 году, не урегулировал статус военнослужащих, принятых на службу по старому закону от 19 января 1993 г. В прежнем законе контрактная система не предусматривалась. И потому всем «старослужащим» тех времен, чтобы продолжить службу в армии на законных основаниях, было приказано срочно и добровольно подписать контракты. Как быть с теми, кто не пожелает заключать контракты, закон 2005 года разъяснений не давал. Авторам закона, видимо, возможность такой ситуации просто не пришла в голову?
Командование Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК три месяца размышляло над рапортами трех военных летчиков. Наконец штаб вернул документы без удовлетворения. Главком и его замы так и не нашли в законе статьи, в которой было бы предусмотрено увольнение в связи с незаключением контракта.
— Мы обратились в военный суд, — говорит Хайрулла Сайдуллаев. — 11 июня военный суд Акмолинского гарнизона вынес решение в нашу пользу.
Из решения военного суда Акмолинского гарнизона: «Исковое заявление Сайдуллаева Хайруллы Абдуллаевича к Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных сил Республики Казахстан об увольнении с воинской службы удовлетворить… Обязать уволить Сайдуллаева с воинской службы в запас в связи с незаключением контракта. Взыскать с Управления СВО ВС РК в доход государства 546 тенге судебных расходов в виде государственной пошлины».
Между небом и землей
27 июня решение суда вступило в законную силу. Но приказа об увольнении в запас так и не последовало. Управление главнокомандующего СВО ВС РК не обжаловало решение суда в установленном порядке. Оно его… не поняло. 7 июля заместитель главнокомандующего подал заявление в суд с просьбой разъяснить решение суда… Терпеливо и очень простыми словами судья разъяснил генералам: «Поскольку в Законе РК «О воинской обязанности и воинской службе» отсутствует основание к увольнению в связи с незаключением контракта, то основанием к увольнению Сайдуллаева Х.А. является само решение суда в связи с незаключением контракта».
Тем не менее наши герои по-прежнему висят между небом и землей. От полетов их отстранили. Но приказа главнокомандующего об увольнении их в запас так и нет. Генералы все еще обдумывают решение суда. Изучают. Пытаются понять.
Татьяна ТЕН