"В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

"В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

Об адаптации к сельскому быту и конфликтах с местными рассказал наш сегодняшний собеседник.

  • 8 Ноября 2018
  • 1778
Фото - Caravan.kz

Учительская профессия считается одной из самых сложных. В ней важнейшую роль играет не столько физический фактор, сколько интеллектуальный и эмоциональный. Стоит напомнить: в начале января министерство образования Казахстана анонсировало план повышения выплат учителям, разработанный профильным министерством по поручению главы государства. В этом плане говорится и о сельских преподавателях, каковым является сегодняшний собеседник Caravan.kz.

Наш герой прошлым летом покинул родной Семей и устроился работать учителем истории в одной из сельских школ ВКО. Первым делом наш корреспондент поинтересовался, почему Асхат Байгазин (имя и фамилия изменены) решил отказаться от городской жизни в пользу деревенского быта.

— Я столкнулся с довольно рядовой проблемой – не брали на работу без стажа. Я попробовал устроиться, так сказать, через связи, но там мне якобы нужно было «отчехлить» определенную сумму за место. Довольно сомнительное предложение.

— А что с заработной платой? В ауле она меньше, чем в городе?

— Наоборот. Насколько я знаю, зарплата сельских учителей на 10–20 процентов выше, чем у тех, кто работает в городе. К тому же сейчас действует обновленная система оценок за 5-8-е классы, за что предусмотрена надбавка. Так что у меня, специалиста с высшим образованием, но без опыта работы, зарплата в селе больше, чем была бы в городе.

Что касается затрат, то приходится арендовать жилье, в моем случае частный дом, закупать уголь и дрова на зимнее время. Но зато нет необходимости тратиться на проезд, не нужно терять время, чтобы доехать до работы, так как все находится рядом.

— А как вы ужились с местным контингентом? Возникали ли конфликты?

— Были конфликты с молодежью. Один из гостей на свадьбе, где я был, перебрал с алкоголем и начал «докапываться» до меня, мол, «с города приехал, такой өзінше, чересчур ярый». Помимо этого, возник конфликт с более молодыми ребятами. Я всего лишь хотел поздороваться, познакомиться с местными, наладить отношения, но они преподнесли своим «старшакам», что якобы городской пытается поставить их "на счетчик", — со смехом вспоминает Асхат. – После этого подошли те самые «старшаки», чуть не избили меня, но, к счастью, все обошлось.

— А как складываются отношения с детьми?

— Хорошо. Но, думаю, преподавателю-мужчине приходится сложнее, чем девушкам, — женский инстинкт и все такое. Но тем не менее дети понимают, что преподавателя нужно уважать. Хотя слушаются далеко не все.

Что касается успеваемости, то все по-разному играют роль. Зависит от тех учителей, кто преподает тот или иной предмет. В основном это люди советской закалки, и база знаний, которую они предоставляют детям, довольно сильна. Также важна численность учеников. Например, в русских классах – от 2-8 человек.

В селах есть проблемы неблагополучных и малообеспеченных. В школе, например, для таких детей бесплатное питание. Также учителя помогают им с формой, с канцтоварами и т. п.

Что касается порядка, то здесь довольно тихо. По выходным и каникулам учителя патрулируют село с 8 – 10 часов вечера. Это делается для того, чтобы не возникало никаких неприятных инцидентов, потому что дети предоставлены сами себе – особо надзора за ними нет.

Насчет местного населения. Работы в селе мало – в основном все занимаются скотом или держат магазины. Помимо школы есть больница, почта, акимат и интернат для проблемных детей.

— Не собираетесь вскоре перебраться в город?

— Думаю, это было бы перспективно. Но не очень удобно в финансовом плане для меня на данный момент.