Мы решили проследить цепочку: сколько зарабатывают на лекарствах с момента создания их до продажи потребителю. И пришли к выводу, даже если бы не было в природе вируса гриппа, то его следовало бы выдумать. Ведь зарабатывают на этом миллиарды и кормятся миллионы предприимчивых людей.
Заговор фармацевтов?
Доходы от продажи лекарственных средств по всему миру в прошлом году превысили 800 миллиардов долларов. Как известно, именно спрос рождает предложение. И тут возникает масса коварных вопросов. Как появляются вирусы? Не искусственно ли они внедряются, создавая ажиотаж и массовые продажи лекарств?
– Считается, что новый вирус гриппа при определенных манипуляциях можно создать в течение двух дней, – говорит главный научный сотрудник лаборатории противовирусной защиты Института микробиологии и вирусологии РК, доктор биологических наук Андрей БОГОЯВЛЕНСКИЙ. – Но для этого лаборатория должна обладать определенной материальной базой, соответствующим оборудованием и реактивами, иметь квалифицированный персонал… Существуют библиотеки генов того или иного вируса, с помощью которых можно создать вирусоподобную частицу. Более того, изменение только одного гена некоторых вирусов способно привести к появлению вариантов возбудителя инфекции, обладающих практически 100-процентной летальностью. И все же это можно отнести только к гипотетическим возможностям.
Небольшие коллекции штаммов вирусов находятся в казахстанских научных институтах. Но, как заверили нас ученые, внутри страны нет черного рынка штаммов. А вот по Интернету при желании можно найти такую информацию за границей.
Официальная же покупка штаммов вирусов может происходить через институты, и тут стоимость “материала” самая разнообразная. От 20 до нескольких тысяч долларов – в зависимости от промышленной значимости.
“В каждой лаборатории есть такие разработки”
Куда дороже обходится изготовление самих лекарственных препаратов…
– Существует общее правило: затраты на поиск препарата и исследование его биологических свойств составляют не более 10 процентов от суммы, необходимой для продвижения этого препарата к производству. А эта сумма в некоторых случаях может составлять до полумиллиарда долларов! – говорит Андрей Богоявленский.
Понятно, что это под силу лишь крупным фармацевтическим компаниям. И наивно полагать, что создаются такие дорогостоящие препараты только ради спасения человечества, в том числе это делается для получения прибыли. Что же касается Казахстана, то наши ученые скромно держат свои разработки в лабораториях.
– Мы разрабатываем антивирусные препараты растительного происхождения, – продолжает наш эксперт. – Но все упирается, как обычно, в нехватку денег. В Казахстане почему-то частный бизнес не заинтересован в том, чтобы вкладывать деньги в изобретение и производство лекарств. На самом деле в каждой научной лаборатории есть такие разработки, которые хотелось бы довести до производства.
Средняя сумма финансирования научного гранта в Казахстане не превышает 10–20 миллионов тенге в год, что, в принципе, достаточно для изыскательских работ. Но, чтобы провести доклинические испытания препарата внутри страны, нужно более 25 миллионов тенге. В общем, разработка новых лекарственных препаратов в Казахстане делом прибыльным не считается…
Да и зачем вкладывать миллионы, когда казахстанские перекупщики в аптеках срывают куш, меняя ценники, как душе угодно.
Аптеки срывают куш
Цепочка получающих прибыль с обычного жаропонижающего или антивирусного препарата – огромная. Начнем с самого близкого к потребителю звена – казахстанских аптек. Как только появляются очереди, цены на самые популярные препараты взлетают вверх. Бывший владелец небольшой аптеки в Алматы Мария ПЕТРОВА рассказала нам о том, как накручивают цены перед вспышкой сезонного гриппа. Оказалось, что выручка в пик обострения взлетает почти в 4 (!) раза:
– Выручка взлетает в осенне-зимний период за счет антибиотиков и противовирусных средств. Впрочем, мелким аптекам от этого “пирога” достаются лишь крохи. Выручка и прибыль – это разные вещи: как только увеличивается спрос на препараты в связи со вспышкой того же ОРВИ, тотчас вырастают закупочные цены. Чтобы хорошо заработать, крупные аптеки делают закуп заранее, а потом ловят разницу. Но для этого надо иметь свободные деньги.
Торговля нелегальной продукцией давно не секрет
Вторые в цепочке – склады.
– Склады специально создают искусственный дефицит, а потом выкидывают в продажу лекарства по высоким ценам, – продолжает Мария.
Но на складах нас попросили на слово поверить, что цены не меняются к сезону, а если и бывает скачок, то это зависит от дистрибьюторов… Несколько казахстанских дистрибьюторов, к которым мы обратились за разъяснениями, предпочли сослаться на занятость и не говорить на тему ценообразования лекарств. Но больше всего выручки аптеки получают от лекарств-пустышек:
– Аптеки торгуют нелегалом, это уже не секрет, – заявляет наша собеседница. – К декабрю много такого товара будет, просто обычные люди не знают этого, покупают за бешеные деньги, а там в лучшем случае просто сахарок. Если брать такой товар, то выручка увеличится раза в четыре…
Многочисленные биологические добавки, которыми уставлены полки аптек, вообще не являются лекарствами. Их проверяют только на предмет отсутствия токсичности и вредных красителей, как признались нам специалисты. Цены же доходят до нескольких тысяч тенге. В аннотациях – целый ряд недугов, от которых обещает избавить препарат. Но никто не проверяет, работает это или нет. Выходит, что контроля практически нет ни за ценами, ни за качеством препаратов.
“Это просто выколачивание денег!”
– По законам рынка спрос всегда рождает предложение, но в вопросе лекарственного обеспечения должна быть социальная ответственность. Есть вещи, на которых нельзя зарабатывать, но у нас это активно практикуется, – говорит Бахыт ТУМЕНОВА, руководитель общественной организации “Аман-Саулык”. – В период острых инфекций – того же гриппа – государство должно усиливать контроль. А что видим мы? Идет ажиотаж. С теми же вакцинами – из года в год одна картина. Сначала начинается бесплатная вакцинация. А потом говорят: вакцин нет, приходите через две недели – и начинается усиленная реклама всякого рода препаратов, которые вылечат, защитят. Это просто заколачивание денег! При этом широко рекламируемые препараты – вовсе не панацея. Иногда с участием медицинских работников на людях зарабатывают деньги, пользуются авторитетным мнением.
Наконец, медицинские работники, продающие препараты из-под полы со своей накруткой, – это еще один сегмент в цепочке зарабатывающих на нашем здоровье. И реального контроля в этом вопросе тоже нет.
Александра МЫСКИНА