Ключевая точка реки – место впадения в море. В дельте крупной водной артерии всегда возникает рыбацкая деревушка. Потом она перерастает в город и порт. В Европе 3 большие реки – Рейн, Эльба и Дунай. Нидерланды – это одна большая дельта Рейна. До впадения в Северное море река протекает через территорию Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии, Германии, Франции. Почти на всем своем протяжении она судоходна.
Но Нидерландам повезло вдвойне. В дельту Рейна впадает еще и Маас – другая крупная река, которая проходит через Францию и Бельгию. Все это превратило страну в самый важный транзитный центр Европы.
Золотой век начался после получения независимости. Голландия быстро стала одной из сверхдержав мира. Крохотное государство – ее можно маркой закрыть на карте – смогло подняться только за счет торговли, транзита и кораблестроения.
Последнее было критически важно, так как страна не производила всех нужных компонентов. Дуб везли из Германии и Польши, ель и сосну из Скандинавии и Прибалтики, смолу из Финляндии, медь и железо – в основном из Швеции, парусину – из Франции и Данцига.
В 1643 году торговый флот Голландии насчитывал 34 тысячи судов. При среднем водоизмещении в 100 тонн общий тоннаж флота равнялся 3,4 миллиона тонн. Даже сегодня это очень хороший показатель.
Вся мощь была сконцентрирована в Амстердаме. Побережье вокруг города и рядом лежащих островов было утыкано мельницами, лесопилками, заводами по изготовлению судового снаряжения, парусными мануфактурами и верфями. Каждый день вниз по реке уходила пара-тройка новых кораблей, которые пополняли флот.
Качество постройки было таким, что большинство стран Европы предпочитали не строить корабли у себя, а заказывать их в Нидерландах. Главными покупателями были Франция, Швеция, Дания и Испания. Вполне себе морские державы.
Но у случайного лидера всегда есть слабое место. Река Маас, связь Роттердама с морем, допускает погружение судна не более на 4,5 метра. Глубина залива Зейдерзее у Амстердама – всего 4 метра. Из-за этого все корабли голландской постройки имеют малую осадку и “пузатые” обводы. Как следствие, такие суда были валкими, плохо управлялись и не любили шторма. Еще они были просто мельче. Значит, хуже защищены и вооружены.
В 1652 году, когда Великобритания объявила войну Нижним землям, половина английского флота была вражеской постройки. Свои британские верфи строили в основном мелкие торговые суда, приспособленные для Северного моря.
Первые же сражения показали, что голландцы берут числом: они попросту вооружали торговые суда, заполняли команды рыбаками и отправляли эскадры в бой. Размен кораблями Лондон не устраивал, так как у него флот был количественно меньше. Выход нашли в создании новых типов судов – линейного корабля 1-го ранга и фрегата. Адмиралтейство подготовило циркуляры.
То есть англичане пустили суда в серию по заранее составленным чертежам. Голландцы до этого не додумались.
Частные верфи с заказом не справлялись, поэтому были резко увеличены королевские судоверфи в Вулвиче, Дэпфорде, Чатеме, Портсмуте и Девонпорте. Все время, пока шли четыре англо-голландские войны – с 1652 по 1784 год – эти верфи росли и восполняли потери флота.
К окончанию конфликта британское Адмиралтейство стало крупной государственной корпорацией, которая не только осваивала государственный заказ, но и занималась научными изысканиями. Подкомитеты Адмиралтейства вели всю работу по созданию флота: от определения требований к судну до поставки питания на уже готовую боевую единицу. Причем все действия скрупулезно фиксировались. Это позволяло накопить базу знаний для крупнейшего флота мира уже в XVIII веке… Эффектность бьет эффективность: как неясно поставленные цели вредят казахстанским госпрограммам
В любой сфере деятельности есть свои чемпионы. Это могут быть предприятия, страны, некоммерческие организации или научные центры. Чаще всего они добиваются лидерства по благоприятному стечению обстоятельств. Или из-за плохой работы догоняющих. И называют это удачей.
Простой анализ ситуации обычно четко показывает слабые места лидера, которые можно обойти или использовать. Но для преодоления отставания нужна долгая и планомерная работа.
Вот к этому готовы не все. Одним не хватает денег. Другим – терпения. Третьим – желания. Четвертые просто не хотят заморачиваться такими вещами.
Казахстан по определению страна-догоняющий. В принципе, мы знаем свои слабые и сильные места. Знаем, что мы можем сделать, а что нет. У нас хватает денег. У нас нет двух составляющих – желания и терпения.
Мы, и правительство в том числе, желаем получить результат завтра. А лучше – вчера.
И те, кто принимает решения, не желают что-то менять. Лучше оставить всё, как есть, потому что, если что-то поменять, можно лишиться всего. А зачем это? Как говорится: если ты перестал встречать трудности – значит ты сбился с пути.
Алматы