Нынешний год тоже не исключение. На недавнем совещании аким Атырауской области Нурлан НОГАЕВ, обращаясь к руководителям Атырауского филиала РГП “Казгидромет” и регионального управления природных ресурсов и регулирования природопользования, дал поручение прояснить сложившуюся ситуацию.
– Это запах нефтепродуктов, – уверен аким Атырауской области Нурлан Ногаев. – Ваши службы оснащены необходимым оборудованием, приборами контроля воздуха. Долго это будет продолжаться?
Ведь невозможно дышать! Люди постоянно жалуются и надеются, что мы исправим ситуацию. Направьте специалистов, возьмите пробы и дайте заключение.
Региональные власти не единожды требовали от экологов и других служб, ведущих мониторинг, решить, наконец, проблему. С 19 по 23 октября 2018 года в воздухе был зафиксирован сероводород в концентрации, превышающей предельно допустимую норму. Назвать источник загрязнения воздуха в Атырауском филиале РГП “Казгидромет” пока не смогли.
Весной в городе также витал жутко неприятный запах. Удушающий “аромат” делал невыносимым нахождение на улице.
Больше всех нюхать зловоние досталось жителям частного сектора у нефтеперерабатывающего завода.
Тогда в департаменте экологии Атырауской области назвали причину его появления. По версии экологов, распространению специфического запаха способствовал непрерывный юго-восточный ветер. Завод стоит в центре Атырау, АНПЗ построили в 1947 году. Как же так? Предприятие тогда закрылось на плановый ремонт, а запах все равно был? Парадокс, смердило вовсю, но приборы молчали. Три станции “Казгидромета” превышения не показали. Девять станций экологической службы в связи с хакерскими атаками стояли на ремонте.
В апреле нынешнего года в воздухе Атырау зафиксировали 250-кратное превышение ПДК по сероводороду!
Сообщение с сайта “Казгидромета” мгновенно разлетелось по информационному полю страны. Казалось бы, ну все, виновника теперь точно назовут и накажут. Куда там. Позже “Казгидромет” назвал распространенные сведения некорректными. По многочисленным жалобам жителей Атырау была создана специальная комиссия. На протяжении месяца она вела мониторинг атмосферного воздуха на территории города и за его пределами. В состав комиссии вошли сотрудники РГП “Казгидромет”, департамента экологии, общественные активисты.
Ночью были взяты пробы воздуха. Одной из них оказался квадрат “Тухлая балка”, расположенный в 10 км от Атырау в направлении Астрахани. Там газоанализаторы зафиксировали высокое содержание сероводорода.
Однако эти показатели не говорят о том, что такой же уровень загрязнения воздуха был в городе, заявили представители “Казгидромета”. Ведь пробы воздуха брались непосредственно на самом источнике загрязнения – полях испарения, а не в черте города за АНПЗ. Короче говоря, круг замкнулся. Чей воздух грязнее: какой сервис по мониторингу загрязнения воздуха в Казахстане отображает более достоверные данные
Ох уж эти поля испарений. Новые канализационные очистные сооружения помогли бы решить проблему очистки стоков для левобережной части Атырау.
Объект планируют сдать в эксплуатацию в следующем году. Его стоимость 10,1 миллиарда тенге. Нынешний отстойник в городе, построенный в 1978 году, закроют. Поля испарений находятся в аренде у Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Каждый день туда сливается десятки тысяч кубов канализационных вод. Помимо стоков водоканала добавляются переработанные отходы нефтеперерабатывающего завода.
Откуда в городе появляется неприятный запах, пока остается загадкой.
По мнению директора центра эколого-правовой инициативы “Глобус” Галины ЧЕРНОВОЙ, скорее всего, загрязнение воздуха идет от месторождения Кашаган на шельфе Каспийского моря.
– В Атырау у “Казгидромета” (филиала. – Авт.) только есть шесть экологических постов. Поэтому говорить об объективности их данных, к сожалению, не приходится, – высказывается Галина Чернова. – “Казгидромет” обычно работает по плановым проверкам. Эти шесть постов включаются не на момент обнаружения выброса, а просто они работают в системе заданных координат. Далее по количеству ингредиентов загрязняющих веществ тоже ни в какие ворота не лезет.
Не надо быть химиком высшей марки, достаточно школьного курса, чтобы понимать, что происходит наложение одних химических выбросов на другие.
В Атырау в основном дует юго-восточный ветер, то есть с Каспийского моря. По словам Галины Черновой, ряд специалистов ссылается на хорошую вентиляцию территории Атырау, часто высокоскоростные ветра все выдувают. И чего, дескать, панику разводить?
– Нас это (вентиляция. – Авт.) не должно успокаивать. Есть еще трансграничный перенос загрязнения. Понимаем, что у окружающего мира нет отдельных территорий, живем на общем пространстве и трансграничный перенос нам тоже не безразличен. А по Каспийскому морю у “Казгидромета” государственных постов вообще нет.
– По вашему мнению, откуда идет запах?
– Все валят на АНПЗ. А я думаю, что можно только какую-то часть проблемы им приписать.
Сейчас в Атырау идет страшное загрязнение со стороны месторождения Кашаган.
В документах, которые для консорциума делал “КазНИПИнефть”, ясно видно, что индекс загрязнения очень высокий.
Так что за эту ниточку и нужно потянуть.
АТЫРАУ