Несмотря на плотный график, режиссер, заканчивающий работу над своим третьим фильмом, согласился судействовать на VI международном кинофестивале “Евразия-2010” в Алматы. Потому что считает, что смотреть только лишь “Обитель зла” невозможно.
Своими мыслями о путях развития современного кинематографа знаменитый режиссер поделился с нами в эксклюзивном интервью.
Ждите “Елену Ужасную!”
Андрей Звягинцев в 39 лет взорвал кинематографическую общественность своим режиссерским дебютом – картиной “Возвращение”, которая получила сразу двух “Золотых львов” на 60-м Венецианском фестивале. Его следующая картина – “Изгнание” – лишь укрепила авторитет режиссера.
– Какие у вас впечатления от фестивального опыта с евразийским уклоном?
– Это какое-то особое кино. Я сейчас понимаю, что, быть может, ключа у меня нет к восприятию, и жду чего-то другого. А тут – другая культура.
– А опыт был интересен?
– Любой опыт интересен. Чем этот отличается? Климат и колорит другие…
– Андрей, на какой стадии сейчас работа над фильмом “Елена”? И та ли это Елена, что стала яблоком раздора и явилась причиной Троянской войны, или какая-то другая?
– Кто-то мне сказал: “Ждем вашу Елену Прекрасную”, на это я ответил, что следует ждать “Елену Ужасную”. Нет, мой фильм никак не соотносится с Троянской войной, это современная история. 2010 год, Москва, узнаваемые персонажи, он и она. Муж с женой живут в его богатом доме, поскольку он состоятельный человек, а она – из бедных, из другого социального слоя…
Словами и не объяснить
– Андрей, скажите, должен ли сценарий, чтобы вас заинтересовать, перекликаться с вашим жизненным опытом?
– С каким-то прямым опытом – совсем не обязательно. Мы же читаем литературу, и нас трогает, потрясает или впечатляет что-то, что к нашей жизни не имеет никакого отношения. Ты же все равно распознаешь себя, делаешь некую проекцию и понимаешь, что можешь сопереживать, сочувствовать, значит, ты практически ощущаешь этот опыт.
– Вы профессиональный актер, отсутствие режиссерского образования помогает или мешает в работе?
– Бесспорно помогает. Я же вижу актера, знаю, как ему помочь, как он действует, как работает с ролью и так далее. Иногда могу что-нибудь показать актеру, это тоже, кстати, дело не вредное. Потому что иной раз ты не в состоянии объяснить словами то, что нужно, а даешь энергетический посыл, и он прорастает.
– Выходит, что режиссеру хорошо без образования. А актеру?
– Не знаю, вряд ли все так однозначно. Я знаю актеров без образования. Почему режиссеров нельзя научить? Только каким-то профессиональным прихватам, в течение недели, двух, месяца, трех, но пяти лет не нужно для этого. Просто человеку надо много смотреть кино. Когда ты видишь фильм, понимаешь, что сделал бы не так или, наоборот, что очень правильно сделал. Тогда берешь этот прием к себе в копилку, анализируешь и понимаешь, как это устроено. Сесть и рассказать, как делать кино, – невозможно. Рассказывать байки или свои идеи – это пожалуйста. Но таким образом привить или воспитать, проявить собственный язык – невозможно. Он формируется внутри или уже давно есть и просто ждет своего часа.
– Если перевести на язык кулинарии, то все дело в специях, а не в рецептуре? В том, кто что еще от себя добавляет и вряд ли об этом расскажет…
– Можно и так сказать. И не расскажет даже не по той причине, что это секрет, а потому, что ты не всегда даже сам до конца понимаешь, что же это. Выразить невозможно и передать, как опыт, нельзя: сделай так же и тогда будет то, что ты видел. Иначе это будут форсунки, втулки – заводское производство, конвейер.
Весь этот телевизионный кошмар
– Андрей, как вы предпочитаете отдыхать? Лежать на диване, рыбачить?
– Поваляться на диване – кто же не прочь… На отдых предпочитаю куда-нибудь уехать. Море, если повезет – океан. Я тут попал на Коста-Рику, впечатления замечательные. Но чаще это не активный отдых, не адреналин, а обывательское лежание на пляже, тихая лень.
– Смотрите сериалы?
– Нет, не смотрю. Телевизор вообще стараюсь не смотреть. Разве что для дела. Я тут посмотрел его для “Елены”, чтобы отобрать телевизионные передачи: на протяжении фильма несколько раз слышно эфир…
– На чем вы остановились?
– Много на чем. Самые хиты: “Давай поженимся”, Малаховы – один и другой. Вся эта прелесть, красота эта, весь этот кошмар!
Я не вершины покоряю…
– Многие режиссеры говорят, что народу нужны комедии, время-то тяжелое, а вы – специалист другого жанра…
– Я такой эгоист, что мне совершенно все равно, что нужно народу. Это мысли человека из киноиндустрии, который думает, чем будем “кормить” народ, чем его тешить или, наоборот, травмировать и сколько за это можно получить. Поскольку я не человек индустрии, думаю только о себе, то есть делаю кино таким, каким хотел бы его видеть на экране. Меня подобные вещи не ввергают в депрессивное состояние, они заставляют желать жить, подняться из своей тихой лени и что-то такое про себя понять. Никакие времена не отменяют обязанности человека думать о том, что с ним происходит.
– Андрей, некоторые вас называют гением… Приятно?
– Гением меня еще никто не называл. За глаза – быть может, в глаза – слава Богу, никто. Вы знаете, “хулу и похвалу приемлю равнодушно”. Но мне кажется, что такие определения – ошибка и заблуждение. Люди склонны преувеличивать.
– Говорят, в одну реку дважды не входят. Но хотели бы вы оказаться в Венеции в том качестве, в котором уже побывали?
– Это уже будет другая река. Я же не вершины покоряю, не для этого кино делаю. Знаю только одно: авторское кино – некоммерческое, до зрителя не дойдет в российских условиях. Поэтому у такого кино есть прямая необходимость жить на фестивалях. И если вдруг тебе повезло и ты попал на серьезный высокий форум, тебя заметили – это автоматически значит, что фильм продается во многие страны мира. А значит, продюсер вернет свои деньги, и я могу прийти к нему еще раз, то есть двигаться дальше.
Дина САБЛИНА, Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)