Партия “Ата-Журт” пришла “ноздря в ноздрю” с провластной партией СДПК, которую возглавляет Алмазбек Атамбаев. Тройку лидеров замыкала “Ар-Намыс” с вышедшим из политнебытия “железным” Феликсом Куловым.
Следом в парламент шагают “Ата-Мекен” под предводительством Омурбека Текебаева и “Республика”, возглавляемая молодым Омурбеком Бабановым, сделавшим состояние на торговле нефтепродуктами и якобы обладающим казахстанским паспортом.
ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ НЕ МАШУТ?
В первый день выборов и партийцы, и гражданское общество скрутили волю в кулак. Вздохнув, решили: чего уж там, лишь бы не было войны… Но на второй день начались выступления. Вскрылся удивительный факт: проголосовавших оказалось аж на 200 тысяч человек больше, чем ожидалось. Маловразумительные ответы ЦИК насчет дополнительных списков никого не успокоили. И партийцы, сразу было признавшие результаты выборов, насторожились. Особенно когда узнали, как “Ата-Журт” обеспечила себе победу: один голос в ее пользу стоил на выходе с избирательного участка 2 тысячи сомов, а “правильность” его отдачи фиксировалась подаренным каждому избирателю мобильником.
Фактического большинства ни одна из партий не получила – и в результате должна быть образована коалиция. Кого с кем – еще один вопрос. По сути, у руля каждой из партий-победителей стоят непримиримые “друзья”. И каждый из них заявляет о том, что видит себя премьер-министром.
ЕСЛИ ЧТО, ПАРЛАМЕНТ РАСПУСТЯТ?
Тем временем президент Роза Отунбаева проводит переговоры с лидерами партий. А министр юстиции Аида Салямова оповестила: за президентом – последнее слово.
– Именно глава государства предлагает одной из фракций сформировать парламентское большинство и правительство, – подчеркнула она. – У президента есть две попытки. Если первая окажется неудачной и в течение 15 рабочих дней премьер-министр не будет выдвинут, глава государства предложит сделать это другой фракции. Если обе попытки окажутся неудачны, право формирования правительства переходит к парламенту. И сами фракции предлагают премьера, а он – состав и программу правительства. Если и эта попытка закончится неудачей, президент будет вынуждена распустить парламент.
Наталья МАРКОВА, Бишкек, специально для “Каравана”