Почему Путин так и не победил ИГИЛ и какова вероятность вторжения террористов в Казахстан, рассказал политолог - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Путин так и не победил ИГИЛ и какова вероятность вторжения террористов в Казахстан, рассказал политолог

Почему Путин так и не победил ИГИЛ и какова вероятность вторжения террористов в Казахстан, рассказал политолог

Казахстанский политолог Ислам КУРАЕВ рассказал, из-за чего война с ИГИЛ может длиться десятилетиями, а также объяснил, почему Казахстан для сирийских террористов – неприступная крепость.

  • 23 Октября 2018
  • 4064
Фото - Caravan.kz

Накануне глава МИД РК Кайрат АБДРАХМАНОВ заявил, что «разгромленные» в Сирии террористы ИГИЛ, являющиеся выходцами из стран ЦА, могут стать реальной угрозой для нашего региона.

Подобное заявление сразу же вызывает несколько вопросов. Во-первых, действительно ли ИГИЛ можно назвать «разгромленным»? Ведь боевые действия на территории Сирии до сих пор идут, а из зарубежных новостных сводок можно узнать, что сдаваться террористы пока не собираются и на данный момент набирают силу.

Во-вторых, действительно ли ИГИЛ может быть «реальной угрозой» для стран Центральной Азии и для Казахстана в частности? Именно с этими вопросами корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к политологу, специализирующемуся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, Исламу КУРАЕВУ, дабы он внес ясность в сложившуюся картину.

На своей странице в Facebook вы пишете о том, что можно предполагать укрепление ИГИЛ. Что происходит и чем можно объяснить это укрепление?

— Данное высказывание было относительно группировки, расположенной в Сирии. Ситуация там крайняя, в той же провинции Сувейда, которая в большей своей части пустынная и фактически неприступна. Эту территорию уже долгое время контролирует ИГИЛ, а правительственные войска основательно там забуксовали, погибают сотни солдат и падает моральный дух армии. Аналогичная ситуация складывается и в районе города Хаджин, где вроде с успехом продвигались силы СДФ (курды), а после песчаной бури без авиации и дронов стали уступать территории одну за другой. Это все придало ИГИЛ силу и второе дыхание, таковы успехи террористов не только в Сирии, но и в Ираке. События таким образом уже давно не развивались.

— Еще в конце 2017 года Владимир ПУТИН заявлял чуть ли не о полном разгроме ИГИЛ. Почему боевые действиях идут до сих пор?

— Объявление победы — это исключительно политический ход и не более. Для разгрома террористов еще многое надо сделать. Они фактически создали некие квазигосударственные анклавы внутри Сирии и успешно их обороняют. Их армия приспособлена к ведению такого рода военных действий и к сложившимся погодным условиям в отличие от армии Асада или же курдских формирований.

— Что мешает победить ИГИЛ? Кому может быть выгоден непобежденный ИГИЛ?

— Непобежденный ИГИЛ — это легитимность присутствия третьих сил на территории Сирии. Но и победить их не так просто. Там, где расположились боевики, невозможно действовать авиации, а без нее продвижение идет крайне сложно и фактически обрекает идущих туда солдат на самоубийство. Вот и вся картина.

— Можно ли делать прогнозы о том, как долго продлятся боевые действия на территории Сирии? Близок ли конец?

— Эта война может затянуться на десятилетия, там интересы десятка государств. Следовательно, конец не близок, в последний месяц все продвижения и военные действия остановились. Помню, такого рода мероприятия проходят ежегодно, когда силы группируются и готовятся к новому этапу военных действий. Закручивание гаек может привести к росту терроризма — политолог

— Накануне глава МИД РК Кайрат АБДРАХМАНОВ, отвечая на вопросы РИА Новости, заявил, что боевики ИГИЛ могут стать «реальной угрозой» для Центральной Азии. О какой угрозе идет речь?

— Если бы такое заявление сделал полевой генерал, который прошел войну, то можно было бы воспринимать его всерьез. Уже не первый раз говорю, что военные действия на территории РК точно невозможны в силу своей особенной географии и погодных условий, да и демография у нас не соответствует территории.

Теперь попробую объяснить, почему именно эти факторы:

  1. География. Да, ландшафт нашего государства приспособлен к партизанской войне, но нужно знание региона, чего у ИГИЛ нет. Плюс ко всему наши города расположены слишком далеко друг от друга, растягивание фронта ничего не даст, нужна миллионная армия с тяжелой техникой.
  2. Погода. Попробуйте представить, что будет с людьми, которые всю свою жизнь провели в теплой Сирии, а после поехали в холодную Центральную Азию, где ветры отмораживают части тела.
  3. Демография. В Казахстане нет того количества людей, которые были бы сторонниками ИГИЛ, да и население наше их не поддержит, а без населения продвижение в города нереально.

— В какой из стран ЦА могут обосноваться сирийские террористы?

— Вопрос надо ставить следующим образом: "А остались ли еще террористы ИГИЛ?". Думаю, нашим странам не стоит особо переживать, главное — реагировать вовремя на различные вызовы, дабы не создавать прецедент среди населения. 

 — Если все же допустить, что выходцы из ИГИЛ обоснуются в одной из стран ЦА, то может ли это привести к масштабному вооруженному конфликту, подобному сирийскому?

— Если не ошибаюсь, в Центральной Азии с 1991 года ожидают войну, но ее все еще нет и не будет в ближайшее время. Зачем террористам ЦА, в которой особо ничего нет, когда можно пойти в ту же Европу. Какое-то сомнительное запугивание населения идет. В иранской прессе аналогичные заявления, хотя недавно я дал широкое интервью иранским изданиям, где обрисовал реальную картину происходящего. Удивило, что они перестали раскачивать тему. А вот чего добиваются российские и наши СМИ, относительно непонятно.