Дыры в законе для “голубого золота” - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+13 °C
Алматы
2024 Год
7 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дыры в законе для “голубого золота”

Дыры в законе для “голубого золота”

В Восточном Казахстане разразилась рыбная война. На днях областная прокуратура заявила о выявлении масштабной криминальной схемы в добыче и экспорте восточноказахстанского судака. Возбуждено почти два десятка уголовных дел. Но сами участники рынка заявляют: все обвинения сфабрикованы!

  • 1 Октября 2010
  • 1916
Фото - Caravan.kz

По данным прокуроров, преступная цепь состояла из 11 предприятий-экспортеров и больше 60 (!) фирм-посредников: они, мол, заключали между собой фиктивные сделки, оформляли поддельные счета-фактуры, чтобы скрыть незаконное приобретение рыбы и уйти от налогов. По данным блюстителей закона, за последние четыре года из Восточного Казахстана за границу ушло 26 тысяч тонн судака, в том числе 16 тысяч тонн – из Зайсана и Иртыша. Это в четыре раза больше, чем весь утвержденный на этот период лимит! С помощью фиктивной бухгалтерской отчетности экспортеры рыбы при официальном доходе за 4 года 16 миллиардов тенге уплатили налоги всего на 11,2 миллиона.

– Налоговики провели проверки, – рассказал “Каравану” начальник управления облпрокуратуры Талгат КАЙДАРОВ, – и доначислили налогов свыше 18 миллиардов тенге. Уже возбуждено 17 уголовных дел за уклонение от уплаты налогов и лжепредпринимательство. Например, ТОО “Исмаилов и К” при фактическом четырехлетнем доходе в 7,6 миллиарда тенге официально заявило сумму в 160 раз меньше. С целью сокрытия происхождения рыбы создало схему лжепредприятий. Учредителем одного оказался человек, который в действительности находится в заключении. Другого – гражданин Узбекистана, которого в нашей стране не было…

“Дырки” в законе

Почти три месяца назад в материале “Облава на “голубое золото” мы поднимали проблему истощения рыбных запасов в Зайсан-Иртышском бассейне (“Караван” №24 от 11 июня). Приводили шокирующий факт: объем отправленного на экспорт филе (!) судака (то есть без голов, хвостов и костей!) в 2–3 раза превышает лимит на его вылов. В основе этой абсурдной ситуации, по мнению специалистов, – пробелы в законодательстве. Экспортеры освобождены от обязательства декларировать происхождение рыбы – где, когда, кем добыт улов. Значит, рыбопереработчик из Восточного Казахстана может купить рыбку хоть где – на Зайсане, Балхаше, Алаколе. Да хоть в Африке! Это формально. Фактически же такая вольница уже обернулась тем, что найти на Зайсане и Иртыше судака весом в 2–3 кг уже невозможно, в сетях – одна мелочь.

– Сейчас бизнес непрозрачный, – подтвердили “Каравану” в областной рыбинспекции. – Если закон введет обязательные сертификаты на рыбу, теневые схемы исчезнут сами собой. Придется работать только с легальными промысловиками.

Любопытно, но вину за лазейки в законодательстве прокуроры возлагают на саму рыбинспекцию.

– Ни разу не ставили перед правительством вопрос! – возмутился Талгат Кайдаров. – Потому что им выгодней бесконтрольность.

Свою корысть, по мнению блюстителей закона, инспектора могли иметь при выдаче разрешений на отправку того же судака за границу.

– Предприятия подавали заявку на вывоз рыбы и получали разрешение на столько, сколько хотели. Хотели на тысячу тонн – получали на тысячу тонн. В 2008 году лимит вычерпали уже в феврале, а рыбинспекция до конца года продолжала выдавать разрешения! – говорит начальник управления прокуратуры области.

Сейчас против пяти бывших и действующих руководителей рыбинспекции возбуждены уголовные дела. Возможно, впервые за все последние годы в вину чиновникам ставится безынициативность.

Бои без правил?

Разумеется, у тех, кто попал под “колпак” прокуроров, иной взгляд на происходящее. В начале сентября руководители нескольких предприятий-экспортеров направили в Астану жалобу. “Претензии по превышению лимита вылова рыбы в ВКО, которые прокуратура предъявляет нам, – пишут они, – должны быть адресованы уполномоченным органам… Большая часть рыбы поступает на переработку от посредников, которые закупают ее за пределами Восточного Казахстана”.

Действительно, как следует из официального ответа Алтайского филиала Национального института рыбного хозяйства, “16 тысяч тонн рыбы, которые прокуратура указывает как выловленные в озере Зайсан, физически не могут быть выловлены в этом озере”. Кроме того, бизнесмены возмущены нарушениями, по их мнению, со стороны прокуратуры – превышением сроков проверок, отсутствием актов, арестом счетов ТОО, в отношении которых еще не вынесены судебные решения.

– Например, против одного ТОО дело возбудили 9 июля, а акт выдали… только 26 августа. Получается, прокуроры заведомо знали итог проверки? – удивляется представитель рыбопереработчиков Сергей ШИГРИН.

Экспортеры рыбы, по словам Сергея, в течение 5–6 лет проходили обязательную ежеквартальную проверку налоговиков, акты подписывались прокуратурой и финполом. “Получается, прокуроры махом перечеркнули прежние 20–25 проверок на каждом ТОО?” – возмущен он.

По мнению Ассоциации промысловиков, переработчиков и экспортеров рыбы, целью прокурорской проверки стал “отстрел” неугодных фирм с целью монополизировать отрасль.

Точку в этом противостоянии поставит суд. Но, возможно, не пришлось бы правоохранительным органам в течение года (!) будоражить предприятия, расследовать некие схемы, тратить невероятные усилия на встречные проверки, если бы отрасль работала в прозрачных условиях. Если бы в тех же документах было показано: где, у кого и сколько куплено того же судака. Заработать как можно больше – естественное стремление любого бизнесмена. А стремление цивилизованного государства – создать для этого все правовые условия. Сейчас таких условий в рыбном хозяйстве, по опыту игроков этого рынка, нет. Так не пора ли изменить законодательство? Тогда и пользы от этого будет больше, чем от десятков уголовных дел.

Галина Вологодская, Виктор Вологодский (фото), Усть-Каменогорск