На протяжении нескольких лет врачи Семея заявляли, что в городе катастрофически не хватает врачей скорой помощи – вместо положенных 36 бригад работало всего 25.
В прошлом году к 25 врачебным бригадам было добавлено еще 10 фельдшерских. Однако уже в июле 2018 года директор восточноказахстанского филиала НАО “Фонд медицинского страхования” Болат АЛИЕВ заявил, что врачей скорой помощи в Семее слишком много!
– На станции скорой помощи работают 142 врача. В Усть-Каменогорске на такое же количество людей в скорой помощи работают 66 врачей, а в Павлодаре и того меньше – 57 врачей на 370 тысяч. Государству не по карману содержать столько врачей, потому что каждый вызов, обслуживаемый бригадой с врачом, оценивается по тарифу в 3 200 тенге, – подчеркнул Болат Алиев.
По его словам, гораздо выгоднее, когда на станции работает лишь несколько специализированных бригад с врачами для обслуживания сложных вызовов. Все остальные бригады достаточно укомплектовать двумя фельдшерами.
– Да, в штате у нас числятся 142 врача, но фактически работают 107, из которых 13 находятся в декретном отпуске. Тем не менее в связи с последними изменениями сегодня у нас осталось работать 15 врачебных и 20 фельдшерских бригад, – рассказывает о сегодняшней ситуации заместитель главного врача станции скорой медицинской помощи Семея Гаухар МАНСУРОВА.
Издержки новых подсчетов
Сегодня станции скорой медицинской помощи работают в новых условиях финансирования. Крайними оказались водители “лишних” неотложек, которые не получают зарплату, и врачи, часть которых сократили, а оставшиеся получают заработанные деньги с опозданием.
– Станция скорой медицинской помощи Семея арендует 9 автомобилей у ТОО “Комплекс”. Их водители не получают зарплату в отличие от тех, кто работает в штате скорой помощи на государственных машинах, – поясняет заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО Гульнар ШАРИПОВА. – По договору с Фондом социального медицинского страхования первоочередное финансирование должно обеспечить зарплаты штатного персонала. Поэтому сложилась определенная задолженность перед предприятием, у которого станция скорой помощи арендует машины. Сейчас мы хотим минимизировать эту кредиторскую задолженность и совместно с министерством здравоохранения оговорить вопрос дополнительного финансирования, после чего проблема будет решена.
Вплоть до недавнего времени финансированием медорганизаций занимался комитет оплаты медицинских услуг, который входил в состав министерства здравоохранения. С нынешнего года эту функцию передали НАО “Фонд социального медицинского страхования”. После этого поменялась не только методика финансирования, но также и сроки поступления денег – врачи стали получать зарплату на десять дней позже. «Вы же клятву Гиппократа давали!»: врач «скорой» рассказала об ужасах на вызовах в Алматы
– Раньше вопрос заработной платы находился на жестком контроле управления здравоохранения и акимата. Всех главных врачей обязывали выдать зарплату до 28-го числа текущего месяца. А теперь фонд страхования закрывает акт выполненных работ первым числом, затем идет сверка, и в результате получился разрыв в десять дней, – уточнила заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО.
Расчет на первый-четвертый
Все это – отголоски глобальных перемен, которые предстоят всем станциям скорой помощи страны. Но главные изменения коснутся пациентов.
Дело в том, что все вызовы так называемой четвертой категории будут передаваться в учреждения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) – поликлиники, СВА и амбулатории.
Почти 40 процентов от всех денег, предназначенных для обслуживания вызовов бригады неотложки, будут передаваться в ПМСП.
– Четвертая категория – это вызовы по поводу высокой температуры, повышения артериального давления, обострения хронических заболеваний. Такие пациенты могут ожидать приезда бригады в течение часа, и нет нужды в приезде специализированной бригады, – отметила Гульнар Шарипова.
Все организации ПМСП должны создать у себя отделения скорой помощи, которые и будут выезжать по вызовам четвертой категории.
Именно здесь ждут тех врачей, которые оказались “в излишке” на станции скорой помощи. В Семее пока есть только единственный такой пример – поликлиника № 1.
– Вызовы поступают на станцию скорой помощи, и в течение двух минут информация передается нашему диспетчеру, после чего к пациенту выезжают наш врач и фельдшер, – рассказала заместитель главного врача поликлиники № 1 г. Семея Гюльнара ТУЛЕУТАЕВА. – Врачи скорой помощи говорят, что им стало намного легче работать.
В поликлинике подчеркивают – к открытию отделения неотложной помощи здесь готовились целый год. Купили спецмашину, оснастили ее необходимым оборудованием и медикаментами.
При этом все частные медицинские организации должны приобретать транспорт за свой счет. Из казны покупка машин будет оплачиваться только государственным медицинским организациям, а в Семее часть поликлиник находится в частной собственности. Всем им придется искать деньги на спецтранспорт, прежде чем открывать отделение по оказанию неотложной помощи четвертой категории. Почему в государственных поликлиниках катастрофически не хватает докторов, рассказал министр Биртанов
Вершина для семейного врача
У каждой реформы есть главная цель. У нынешней – создать особый приоритет семейному врачу. И все изменения, которые происходят в здравоохранении сегодня, адресованы именно участковым врачам.
– Скорая помощь, работающая по четвертой категории при ПМСП, адресно передает информацию о вызове семейному врачу по участку пациента. И в дальнейшем они вместе решают, как лечить больного.
Семейный врач должен отвечать за своих подопечных, а не быть диспетчером: сломал ногу – выписал направление в травмпункт, заболело ухо – отправил к лор-врачу.
Сегодня семейный врач обязан координировать процесс лечения и нести ответственность за здоровье людей, – констатировала Гульнар Шарипова.
Насколько сами пациенты будут удовлетворены новой системой работы неотложки, покажет уже самое ближайшее будущее.
Семей