Шок ради профилактики
– Здравствуйте, меня зовут Ирина, я из Астаны. На днях была в центре обслуживания населения и получила там стресс от видеоролика, в котором на пешеходном переходе на проспекте Республики женщину и ребенка сбивает автомобиль. Трудно поверить, что всю жизнь могут изменить несколько секунд… Стало страшно. Обязательно так шокировать народ?
– К глубокому сожалению, это не придуманный сюжет, а реальный, со смертельным исходом. Мы вынуждены показывать такие ролики для профилактической работы среди населения. Только вдумайтесь в эти цифры: за восемь месяцев нынешнего года в Астане погибли 36 человек в 233 дорожно-транспортных происшествиях и 228 получили телесные повреждения и увечья.
Поэтому на всех автопредприятиях, в центрах обслуживания населения, пунктах приема граждан дорожной и миграционной полиции, в других местах скопления людей мы показываем это видео и другие, которые буквально кричат: “Люди, берегите себя и своих близких!”.
Пробиваем по базе!
– Меня зовут Рахимбек, из Костаная звоню. Я – водитель со стажем 34 года. Не раз сам нарушал правила дорожного движения. По молодости и права отбирали, ПДД снова учил. А тут недавно друг рассказал, что при лишении прав есть выход: можно поменять фамилию на другую и получить новые права. Возможно ли такое?!
– В управлении дорожной полиции Астаны, да я думаю, что и в других регионах, такое исключено. Так как при получении прав впервые, их замене или получении дубликата водительского удостоверения информация, в том числе и анкетные данные обратившегося, проверяется по специальным учетам Генеральной прокуратуры, МВД. Там имеется подробная паспортная информация.
– Ольга Флинк из Акмолинской области вас беспокоит. Как вы расцениваете передачу функций техосмотра из-под патроната МВД в конкурентную среду? Не получится ли так, что в этой среде владельца автомобиля будут обдирать как липку?
– Уверен, что нет. Во-первых, это не будет пущено на самотек; во-вторых, вопросы по пунктам осмотра рассматриваются. Это не значит, что техосмотром будут заниматься СТО и подобные им организации. Более того, в декабре прошлого года в приказ МВД были внесены изменения. Если у владельца есть документы об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о техническом осмотре транспортного средства и прицепа к нему, если есть подтверждение и о внесенном налоге на них за текущий календарный год в порядке, установленном Налоговым кодексом, он вообще освобождается от уплаты за техосмотр. Кроме того, освобождается от него и владелец, у которого есть документы, подтверждающие право на бесплатный техосмотр.
Инспектор вместо сфетофора
– Ефименко, из Астаны. Сколько раз замечал: как появляется на перекрестке регулировщик, образуется пробка. Они что, таким образом проходят стажировку, практические занятия?
– Уважаемый господин Ефименко! Ваше мнение ошибочно. По Закону “О безопасности дорожного движения” инспектор ДП приступает к ручному регулированию только тогда, когда на проезжей части создается внештатная ситуация. Например, если вышел из строя светофор, образовались затор, те же пробки. В прошлом году мы провели эксперимент, не “помогли” светофору, скажем так. В результате образовалось такое большое скопление автомобилей, что для его ликвидации понадобилось два часа!
– Кстати, о пробках. Их же нет на левом берегу. Там что, на каждом метре дорожный инспектор стоит?
– Конечно, нет. Надо просто знать ситуацию. Заторы образуются в основном в старой части города, где уже исторически сложились геометрические параметры улиц, и их почти невозможно исправить. Такие магистральные площади, как проспекты Республики, Абая, улицы Кенесары, Валиханова, Сейфуллина, Сембинова, где чаще всего создаются пробки на подходах к регулируемым перекресткам, не обеспечивают нужную пропускную способность. Радикально данную ситуацию можно изменить только за счет сноса газонной части, деревьев и уменьшения ширины пешеходной зоны. Но это уже экологический вопрос. Сегодня любая реконструкция делается с учетом рекомендаций дорожной полиции, и уже многие магистральные улицы новой застройки имеют количество полос движения от шести до восьми с устройством местных проездов и пересечений.
– Последний вопрос: Бахыткельды Емелович, а сколько сейчас машин в столице?
– Зарегистрированных автомототранспортных средств – 206 302, только одних автобусов – более шести тысяч.
“Бомбилы” заполонили улицы
– Аманжол Бегимов, из Астаны. Меня интересует наплыв “бомбил” в городе. Очень много автовладельцев из других регионов, особенно с юга, занимаются частным извозом. Они как-то учитываются, проверяются, платят ли налоги? Как ни сядешь в машину – так за рулем человек из другого города…
– Согласно “Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице” автомобили-такси должны находиться на постоянном учете в управлении дорожной полиции. И наши сотрудники постоянно этим занимаются. Как результат – за восемь месяцев выявлено 1825 нарушений ПДД, совершенных водителями именно автомобилей-такси. Особенно тревожит то, что в столице таксуют на машинах порой технически неисправных. Многие не прошли государственный технический осмотр. Наши инспекторы изъяли у 272 автомобилей-такси государственные регистрационные номера и водворили на стоянку временного хранения.
Мы тесно сотрудничаем с налоговым управлением города и управлением транспортного контроля по автомобилям-такси. Но если у такого “таксиста” все в порядке и он не нарушает ПДД,– как запрещать ему работать там, где он желает?!
Где гоняют по встречке?
– Я звоню из пригородного поселка Коктал. Меня интересует, ведется ли статистика потенциальных аварийных участков дорожного движения и какие меры принимаются для их локализации? Может быть, на них надо сосредотачивать патрульных, а не возле акиматов и на левом берегу?
– Анализ ведется ежедневно, и на его основе вносится корректировка в дислокацию постов и маршрутов нарядов дорожной полиции, принимаются дополнительные меры по обеспечению дорожной безопасности. Благодаря такой постоянной работе в Астане и пригородных поселках снижается общее количество ДТП. Для сравнения скажу, что если в 2006 году было зарегистрировано 651 ДТП и 127 человек в них погибших, то в 2009 году – 372 случая, в которых погибли 60 человек. И это при постоянном росте количества автотранспорта и населения.
Когда инспектор – не помощник
– Бахыткельды Емелович, почему работники дорожной полиции не занимаются происшествиями на автостоянках и во дворах? Такая ситуация возникает часто: один водитель выезжал, задел автомобиль другого, но выяснять, кто виноват, они должны сами. На участке дороги – это ДТП, а во дворе – частный случай…
– Потому что Законом “О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях” исключена статья 135, предусматривавшая ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества, в том числе и по неосторожности. Дорожная полиция не может возбуждать административные дела по указанной статье.
Такие факты формально носят признаки дорожно-транспортного происшествия, потому что они произошли на прилегающих территориях, к которым относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, другие предприятия, им подобные. О возмещении материального ущерба, причиненного в результате таких столкновений, необходимо обращаться в гражданском порядке в суд по месту жительства.
Вопросы на засыпку
– Скажите, на основании каких конкретно документов запрещают аэрографию на машине?Ирина, Кокшетау
– На основании государственного стандарта “Автомототранспортные средства. Технический осмотр. Методы контроля” и межгосударственного стандарта “Автомобильные транспортные средства. Нанесение рекламы на наружные поверхности. Общие требования”. Прочтите их, и вам станет все понятно.
– Мне интересно, сколько весит жезл инспектора, ведь он им целый день крутит…Наталья, Астана
– Любопытно стало и мне, никто об этом не думал. Прямо сейчас взвесим… Более 300 граммов!
– Я всегда возмущаюсь: когда заезжаю на тротуар, меня штрафуют, а когда пешеходы мечутся по проезжей части – им хоть бы хны.Рашид, п. Аршалы, Акмолинская область
– Не переживайте. Мы их наказываем больше, чем водителей. В начале года свыше семи тысяч пешеходов привлечены к административной ответственности.
Совет от начальника
– Господин начальник управления дорожной полиции, а вам слабо дать нам, автомобилистам, какой-то секретный совет?
– Нет, не слабо. Никогда не уезжайте с места аварии, даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия! Как вам не покажется странным, но даже если с другой стороны к вам нет претензий, они остаются у государства…
“Прямую линию” провела Людмила ЛЕЕВА, Астана