Новая система оценки имущественного состояния государства позволила МВФ провести сравнительный анализ финансового положения 31 страны, пишет ИноТВ.
В результате выяснилось, что лучше всего дела обстоят у Норвегии, России и Казахстана — благодаря низкому госдолгу и крупным месторождениям нефти и газа.
Фактическое имущество Германии оценивается в отрицательных значениях. Государственная казна задолжала 19,5 процента производительности экономики.
Финансовое положение страны настолько щекотливо, что при сравнении 31 государства исследователи из МВФ разместили ее в последней семерке — "позади Уганды или Кении". Хуже, чем у Германии, дела обстоят только у Сальвадора, Австрии, Франции, Гамбии и Великобритании. Замыкает список Португалия с чистой задолженностью в 135 процентов.
Как поясняет издание, при расчетах учитывалось состояние не только государства и правительства, но и всех контролируемых властями предприятий и центробанков. Подсчитывались также объемы природных ресурсов и обязательства государства по обеспечению госслужащих. Однако долги социальной системы, то есть средства на пенсии и медицинское обслуживание, в расчетах МВФ не учитывались. Если бы они были включены в систему оценки, положение Германии в рейтинге было бы еще более удручающим.
По заявлению МВФ, отчет аналитиков представляет "максимально всеохватывающую картину" финансового состояния государств. При оценке учитывалось всё, чем владеет государство, а также все его долговые обязательства. Таким образом, в результате видно намного больше, чем только долги и дефицит. "Большинство правительств, однако, избегают такой формы прозрачности", — отмечает МВФ.
Самыми крупными чистыми активами среди проанализированных экономик располагает Норвегия — имущество государства более чем в четыре раза превышает экономическую производительность страны. Это связано с крупным финансовым состоянием страны и в том числе с ее нефтяными фондами.
Кроме того, весьма состоятельными оказались Россия и Казахстан, отмечает немецкая газета. Фактическое имущество России почти в четыре раза превышает производительность экономики страны, Казахстана — более чем в три раза. При этом у обеих стран практически нет государственного долга, зато есть крупные месторождения нефти и газа, обращает внимание немецкая газета.
Также чистые активы превышают экономическую производительность у Австралии, Перу, ЮАР и Южной Кореи. Как поясняет издание, проведенный анализ не похож на обычные статистики по оценке благосостояния экономики государств и их граждан. Он показывает, в первую очередь, насколько стабильно финансовое состояние государства.
Впрочем, помимо официальной государственной задолженности, существуют также неявные долги — связанные, например, с социальной сферой, которая в нынешнем отчете МВФ не учитывалась. В 2015 году такие социальные долги Германии составляли 4,6 миллиарда евро, что вместе с официальным госдолгом равняется 6,8 миллиарда евро, сообщает немецкая газета. В том же 2015 году эта сумма соответствовала 244 процентам производительности экономики Германии. Однако эти подсчеты не оценивают имущество государства, а потому не сопоставимы с анализом МВФ и могут только дополнить его.