Не нужно накручивать себя и тревожиться заранее. Скорее всего, все сложится благополучно, и вы беспокоитесь напрасно. Но тем не менее знание о возможных проблемах и умение их решать может оказаться очень полезным. Поэтому давайте поговорим о наиболее часто встречающихся из них.
Конфликты между учителем и учеником
Педагог предъявляет вашему ребенку завышенные требования или же, наоборот, не уделяет внимания, занижает оценки, придирается, недоволен его поведением и т.д.?
Такое случается.
Можно встать на защиту своего ребенка и нанести “ответный удар” несправедливым педагогам. Или же, наоборот, исходить из позиции, что учитель всегда прав, и наказывать свое чадо за любую жалобу, поступившую от педагога. Что будет правильным?
Ни первое, ни второе. Попустительство, постоянное перекладывание ответственности с ребенка на кого-то другого приводят к формированию безответственности, неумению учиться на собственных ошибках. Вставая в любом конфликте на сторону своего отпрыска, вы оказываете ему медвежью услугу.
Вредна и другая крайность, когда родители всегда принимают сторону учителя. Не разобравшись и обвиняя своего ребенка, вы рискуете сформировать в нем неуверенность в себе, безынициативность – качества, которые едва ли способствуют успеху в современном мире. Да и вашим с ним отношениям такая несправедливость явно повредит.
Поэтому, прежде чем принимать меры, проведите как можно более полный анализ ситуации. Учителя – тоже люди, и некоторым из них свойственно проявлять не лучшие человеческие качества: пристрастность, необъективность, мстительность. Если вы видите, что претензии учителя вызваны чем-то подобным, – смело становитесь на защиту своего ребенка.
Если же требования учителя справедливы и законны (чего нам порою не хочется признавать, т.к. велик соблазн переложить ответственность за воспитание своего ребенка на школу), то к ребенку нужно применить соответствующие меры. То есть ваше наказание должно соответствовать проступку ребенка. Цель правильно примененного наказания – не унижение, а воспитание ответственности за свои поступки. Потому важно не ограничиваться наказанием, а объяснить, почему так делать нельзя и к чему это приведет в дальнейшем.
Конфликты между учениками
В наших школах нередко случается, что группа подростков, терроризируя и шантажируя, вымогает деньги у кого-то из сверстников или ребят помладше. У жертвы не только забирают карманные деньги, но и “ставят на счетчик”, и для того, чтобы расплатиться, ребенок вынужден воровать деньги из семьи. По подростковому кодексу чести жаловаться взрослым – большой позор. И несчастный оказывается в тупике. С одной стороны, он ничего не может противопоставить вымогателям, а с другой – не решается попросить помощи у старших. Родители, обнаружив пропажу денег, принимают контрмеры. Таким образом, подросток испытывает прессинг с обеих сторон. Он замыкается в себе, забрасывает учебу, впадает в депрессию.
Если ваш ребенок стал замкнутым и раздражительным, упала успеваемость, а из дома стали пропадать деньги и вещи – насторожитесь. Скажите, что вы догадываетесь, что происходит: ему угрожают. Скажите, что понимаете, почему он не может об этом рассказать. Объясните, что такая точка зрения выгодна вымогателям и невыгодна для него. Ведь их много, а он один. И что на самом деле слабость не в том, чтобы обратиться за помощью к взрослым, а в том, что он продолжает идти на поводу у своих обидчиков. Объясните, что, чем больше он им отдает, тем больше они будут вымогать, что они не остановятся, пока не получат отпор с его стороны. Помогите ребенку преступить через этот фальшивый “кодекс чести”. И запишите его в спортивную секцию!
Наш эксперт – психотерапевт Александр ДРУЖИНИН