Минфин готовит удар по карманам - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Минфин готовит удар по карманам

Минфин готовит удар по карманам

Со следующего года налог на доходы граждан, зарплата которых выше 250 тысяч тенге, снова станет вдвое больше, чем у остальных. Кто от этого выиграет?

  • 10 Сентября 2010
  • 1529
Фото - Caravan.kz

Со следующего года граждане Казахстана, получающие зарплату свыше 250 тысяч тенге, будут платить больше налогов, сообщил глава Минфина Болат ЖАМИШЕВ в последний день августа.

Речь идет об индивидуальном подоходном налоге – ИПН, который платит каждый.

– Будет шкала: 10, 15 и 20 процентов – в зависимости от размера зарплаты, которая будет облагаться по новым ставкам. Начиная с 250 тысяч тенге (ИПН) будет 15 процентов, свыше 500 тысяч тенге – 20 процентов, – пояснил глава Минфина.

Низкооплачиваемым гражданам льгот не полагается, с них казна будет брать по нынешней ставке – 10 процентов, добавил министр.

Кто кого обманывает?

Конечно, когда зарплаты растут, очень хочется повысить налоги и пополнить бюджет. Но на чем строятся эти расчеты? “Мы не используем в своей работе данные о заработной плате и доходах населения, которые выдает наше Госагентство по статистике, – говорит доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег ЕГОРОВ, – потому что они не отражают реальную картину”.

Цифры получаются действительно странные. Госстатистики сообщают, что в июне средняя зарплата в стране составила 81,2 тысячи тенге в месяц. А в январе – июле за счет сборов ИПН, по данным Минфина, в бюджет поступило 174 миллиарда тенге – по 24 миллиарда тенге в среднем ежемесячно. Наемных работников, получающих зарплату в республике, по официальным данным на начало лета, было 5,4 миллиона человек. Если подоходный налог – это 10 процентов от зарплаты, то средняя зарплата среднего работника – чуть более 46 тысяч тенге в месяц. Возможно и другое объяснение – многие из этих людей не платят в бюджет, получая зарплату в конвертах. Так кто кого обманывает?

Как выяснилось, никто толком не считал, что же конкретно получит бюджет от введения новых правил сбора ИПН. Подоходный налог с физических лиц идет в местные бюджеты областей и городов. Как сообщил “Каравану” замдиректора департамента экономики и бюджетного планирования акимата города Сардар КАБДУЛОВ, соцналог и ИПН в сумме дают до 70 процентов всех поступлений в бюджет города Алматы (в этом году он составил 253,9 миллиарда тенге).

– Вырастут ли налоговые сборы после введения новых норм, никто пока сказать не может, – говорит С. Кабдулов. – Налоговая служба пока расчетов акимату не предоставила.

Чиновники налогового комитета комментировать новые правила уплаты подоходного налога отказались…

Просто деньги нужны

Уже несколько лет госбюджет тратит больше, чем получает. Почти треть всех государственных расходов покрывается не налогами, а “нефтяными” деньгами из Нацфонда.

Кроме того, на бюджете теперь “висят” долги банков. Всего за два с половиной года государственный долг Казахстана вырос почти в 3 раза – с 7,6 до 19,2 миллиарда долларов.

– Если в 2009 году на обслуживание долга потребовалось 69 миллиардов тенге, то в 2014 году данная статья расходов составит 238 миллиардов, – мрачно докладывал летом правительству Болат Жамишев, – а лимит долговой нагрузки превысит предельно допустимое значение.

В дополнение к 5,5-миллиардному “китайскому” кредиту Казахстан весной этого года занял миллиард долларов у международного банка МБРР. Кредиторы денег дали, но очень настоятельно рекомендовали “жить по средствам” – либо доходы повысить, либо снизить расходы.

Снижать расходы нельзя – народ не поймет. Поэтому в Минфине и решили, что проще собирать побольше налогов, в том числе и с населения.

– Я думаю, что повысить налоги на физических лиц решено именно из-за проблем с бюджетом, – говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Канат БЕРЕНТАЕВ. – Вряд ли это принесет большую выгоду. Возможно, правильнее было бы пересмотреть расходы на программы развития, часто деньги там тратятся неэффективно.

“Конверты” были, есть и будут?

– На частные фирмы и их работников эти новые ставки никак не повлияют, – считает президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат АКУОВ, – потому что в малом и среднем бизнесе и сегодня практически нет “белых” зарплат свыше 250 тысяч тенге. Все идет в “конверте”. Работодатель “экономит”, а работнику говорят: “Если мы не заплатим твой ИПН и в пенсионный фонд, ты получишь “на руки” на 20 процентов больше денег”. И люди обычно согласны, потому что не видят личной выгоды от уплаты этих налогов, не доверяют социальной системе и не надеются на государство.

Богатые в Казахстане тоже не привыкли “показывать” свои деньги, отмечает президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ:

– Надо добиться, чтобы люди перестали скрывать доходы. Было бы правильнее установить предельную ставку налога в 15 процентов с 1 миллиона тенге, а с 500 тысяч – 13 процентов, и заставить платить хотя бы это. Потом, через несколько лет, эти ставки можно было бы немного повысить. Сейчас их поднимают сразу вдвое, чтобы решить бюджетные проблемы. С 2012 года обещают ввести всеобщее декларирование доходов. Но будут ли люди эти доходы раскрывать – вот в чем вопрос!

Верните зарплату!

Главными “жертвами” новых ставок станут не богатые бизнесмены, а чиновники и менеджеры госкомпаний, полагает главный научный сотрудник АО “Институт экономических исследований” Минэкономики РК Вячеслав ДОДОНОВ.

– Почти во всех странах мира богатые платят больше. Но у нас эти деньги можно более или менее собрать лишь на госслужбе, в бюджетной сфере и особенно в госкомпаниях. Там большие “белые” зарплаты, а систему бонусов сильно урезали, поэтому скрыть доход довольно трудно.

Об огромных зарплатах многочисленных “бастыков” в структурах “Самрука” ходят легенды. И нет ничего плохого в том, что “топ-менеджеры” будут возвращать в казну хотя бы часть этих зарплат в виде налогов, считает Канат Берентаев. А вот зарплаты в 35–40 тысяч можно было бы вообще освободить от ИПН, уверен экономист:

– В Казахстане очень большая разница в доходах между богатыми и бедными. Правительство должно стремиться к тому, чтобы хоть немного ее сгладить. Эти деньги можно оставить малоимущим – бюджет это выдержит.

Кроме того, больше налогов будут платить специалисты, занятые в иностранных компаниях, те, кто ездит “на вахты”. “Моя зарплата – около 300 тысяч, – пишет один из посетителей интернет-форума “Центр тяжести”, – работаю по вахтам месяц через месяц. И мне придется отдавать из нее 15 процентов, хотя в месяц я получаю не 250 тысяч, а всего 150. Четверть моей зарплаты уходит на алименты, взял ипотеку. Во втором браке еще двое детей, жена не работает. В Атырау продукты дорогие. Власти вообще думают, что они делают?!”.

Льгота для миллионеров

“Плоская” ставка подоходного налога 10 процентов была выгодна самым состоятельным.

До 2007 года этот ИПН собирали в зависимости от дохода по ставкам от 5 до 20 процентов. Зарплаты, как многие помнят, часто выдавали “в конвертах”, от чего бюджет терял солидные суммы. Поэтому, когда в соседней России ввели единый ИПН для всех – бедных и богатых – 13 процентов, наши финансисты тут же ухватились за эту идею. “Плоская” ставка ИПН 10 процентов в Казахстане начала действовать с 1 января 2007 года.

Считалось, что при равной низкой ставке бизнес перестанет прятать зарплаты в конверты, и доходы вырастут. Эти расчеты не оправдались: в 2006 году денег по ИПН в казну собрали на 165 миллиардов тенге, через год – на 221 миллиард. За это время доходы населения увеличились на 29,8 процента, и почти так же – на 33 процента – выросли сборы подоходного налога. А потом наступил кризис…

Пользу от всей этой затеи получили лишь самые богатые: состоятельные граждане с доходом от 150 тысяч тенге стали платить меньше, а бюджетники и прочие с зарплатами в 50–60 тысяч – больше (вместо 5 процентов – 10).

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ