Все уже давно привыкли, что в сборной Германии играют футболисты с турецкими и африканскими корнями, за поляков бегают темнокожие игроки, а в команде Франции истинных французов раз-два и обчелся. Но натурализация тоже бывает разной. К примеру, в той же Германии или Франции живут выходцы из многих стран мира, которые давно ассимилировались на своей новой родине. Или же футболисты из Бразилии настолько давно играют в Португалии, что там их уже все болельщики считают своими. В Казахстане же избрали свой, особенный путь.
Сомневаюсь, что большинство наших любителей футбола, не имеющих возможности регулярно смотреть трансляции чемпионата России, знают в лицо защитника пермского “Амкара” Алексея Попова или полузащитника нальчикского “Спартака” Казбека Гетериева. Тем не менее эти игроки заслужили то, чего недостойны, к примеру, Самат Смаков, Давид Лория или Серикжан Мужиков, – вызова в НАЦИОНАЛЬНУЮ СБОРНУЮ. Не российскую, а казахстанскую. Еще раз подчеркиваю, в СБОРНУЮ, а не в КЛУБ.
Хотя у того же Попова шансов появиться на поле в футболке нашей сборной гораздо больше, чем заиграть в любом казахстанском клубе. Парадокс заключается в том, что с этого года федерация запретила играть в нашем чемпионате иностранным футболистам старше 30 лет, которые, по ее мнению, приезжают в Казахстан на излете карьеры и не усиливают наш турнир, только мешая раскрыться доморощенным талантам. Попову же 32 года. А значит, у него не было бы ни единого шанса подписать контракт с “Таразом” или “Акжайыком”. Выходит, для чемпионата Казахстана Алексей не подходит, а для сборной – в самый раз.
Расширение круга поиска новых игроков для сборной со стороны ее тренерского штаба, а также федерации можно только приветствовать. Но вот только смущают двойные стандарты, которые используются ими для объяснения своих действий.
Генеральный секретарь Федерации футбола Казахстана Саян Хамитжанов, отвечая на вопросы посетителей одного популярного спортивного портала страны, заявил: “Проще всего не растить своих игроков, а тащить из-за границы легионеров. Это путь в никуда. Введя лимит на молодых игроков, мы обращаем внимание тренеров на необходимость развития собственных кадров – мы работаем на перспективу. “Лимитчики” – наше будущее… Мы гордимся, что в наших командах играют ребята, выросшие в нашей стране”. Что ж, молодые ребята, выросшие в нашей стране, действительно пусть лучше играют в клубах, чем в сборной. Там нужны другие люди – те, которые ведут “в никуда”.
К тому же “лимитчиков” тренеры сборной даже не рассматривают в качестве кандидатов в национальную команду. Главный тренер сборной Бернд Шторк в начале года после подписания нового контракта с федерацией заявил: “С новым форматом чемпионата (12 клубов) мы теряем (для сборной) часть игроков. Давайте посчитаем. В каждом клубе могут играть 5 легионеров, добавьте к ним двоих “молодых” футболистов и одного вратаря, получается 8 игроков из 11. Остается 3 игрока, умножаем на 12, 36 футболистов для национальной сборной. Это немного”.
Согласен, что квалифицированных кадров для сборной не хватает. Но почему при этом Шторк изначально вычеркивает “лимитчиков” из числа кандидатов? Как это вяжется с громкими заявлениями первых лиц федерации о том, что введение правила “двух молодых игроков” – благо для казахстанского футбола, не совсем понятно. А может, мы просто растим будущих игроков для сборных Киргизии, Лесото или Свазиленда? Интересно, решатся ли наши футболисты предложить услуги федерациям других стран, коль скоро сборной своей родины они не нужны?
Сергей Райлян