Тот политический лидер, который смог бы понять это и организовать отдых более или менее профессионально, мог бы заручиться поддержкой всего народа. В Германии таким человеком стал рейхсканцлер Адольф Гитлер.
В Веймарской республике почти все рабочие имели право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Но на практике его надо было заслужить долгим и честным трудом. Естественно, на отдых могли выбраться только пожилые работники.
Партия Гитлера – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) – позиционировала себя как защитника интересов рабочих – самой многочисленной группы избирателей Германии. Поэтому сразу после прихода к власти нацисты продавили увеличение обязательного отпуска до двух недель. Чем просто обаяли свой электорат.
Берлинские бонзы создали объединение “Сила через радость”. Этот филиал Германского трудового фронта – объединенного профсоюза работников и работодателей – взял на себя организацию досуга населения рейха.
И сразу начали искать место, где бы можно построить рай для рабочих и служащих. Выбрали остров Рюген – старый курортный район со своими минеральными источниками.
Но койко-мест не хватало: остров мог оздоровить только тысячи немцев. В отдыхе же нуждались миллионы.
В 1936 году у селения Прора был построен первый блок образцово-показательной фабрики здоровья для арийских трудящихся и партийцев. Центральное здание построенного комплекса тянется на четыре с половиной километра вдоль береговой линии.
Он включал в себя восемь жилых кварталов, плавательные бассейны и кинотеатр. Расстояние до пляжа – не более 150 метров. Ежедневный заезд – три тысячи человек.
До селения отдыхающие должны были добираться на поездах по специально проложенной железнодорожной ветке, через новую дамбу, соединившую Рюген с континентом. Всего “Прорский колосс” должен был состоять из восьми таких блоков. Туризм по бедности: как Узбекистан опережает Казахстан с помощью YouTube
Предполагалось, что стоимость недельной путевки сюда будет составлять 20 марок – около четверти месячного заработка квалифицированного рабочего или служащего. Оставшаяся часть цены путевки субсидировалась Германским трудовым фронтом.
Проект так впечатлил прогрессивную международную общественность, что в 1937 году на Всемирной выставке в Париже он даже получил гран-при.
Всего на курортах “Силы через радость” отдохнуло 20 миллионов человек. Четверть населения страны. Эти люди увидели наконец, как должен отдыхать и питаться белый человек.
В нагрузку шла идеологическая обработка по установкам национал-социализма: патриотическая побудки по утрам, гимнастика, лекции и политинформация.
Личного времени нет. Один ты не можешь остаться ни во сне, ни в кабинке туалета.
Дисциплинированные немцы докладывали работникам трудового фронта о нарушителях режима отдыха.
Достроить Прору нацистам не удалось. Но идея о доступном и организованном курорте для отдыха среднего класса пришлась ко времени. После войны, когда экономика была восстановлена, тысячи европейцев двинули на новые курорты Балтики. Слава богу, без идеологии. А с развитием авиации – и в южные страны, где курортный сезон длится полгода и больше. А главной туристической страной Европы остается – догадайтесь – правильно, Германия: сюда приезжает более 30 миллионов и выезжает больше 90 миллионов человек в год…
Туризм – это вершина продажи всех товаров, которые производятся в стране. Не важно, внутренний туризм это или въездной.
Современный путешественник хочет спать на удобной кровати, есть вкусную еду, покупать приятные вещи, получать удобные услуги. А так как оборот товаров в отрасли очень высокий, то отели и кемпинги со скоростью пылесоса высасывают эти товары с внутреннего рынка, поддерживая местные компании. Заодно это и наглядная реклама этих самых товаров этим самым туристам.
Ни в одном из отелей я не видел телевизоров и холодильников импортной марки. Только местные. Кроме России и Казахстана.
Точно так же ни в одном отеле вам не предложат импортную еду. Француз подавится, если на столе не будет хотя бы трех их сыров, а китаец – любимой сладкой квашеной капусты. Нужна дощечка, или Отхожее место как показатель туристической привлекательности страны
Туристический отель – это вершина кластера, где производят всё, что нужно человеку. Прибыль отеля – это заработок крестьян, водителей, рабочих, строителей, банкиров, продавцов, уборщиц, артистов. И лакмусовая бумажка, показывающая, всё ли нормально в стране. Поэтому я с сомнением отношусь к программам развития туризма в РК. Можно обеспечить койко-места.
Но в итоге главные деньги уйдут не казахстанским отельерам, а крестьянам Узбекистана – за овощи, рабочим Кореи – за бытовую технику и автобусы, компаниям Турции – за стройматериалы, швеям Китая – за домашний текстиль, торговцам с “Дордоя” – за доставку всего этого добра в страну.