Татьяна ПАК проходит подозреваемой по уголовному делу, возбужденному в отношении экс-советника председателя правления АО “Bank RBK” Жомарта Ертаева. Он подозревается в хищении денежных средств банка в особо крупном размере для приобретения казахстанского оператора кабельного телевидения “Алма ТВ”. Напомним, экс-банкира сотрудники спецслужб задержали в мае, с тех пор он под домашним арестом в своей квартире в Москве. Российские власти аннулировали ему вид на жительство. Рассматривается вопрос об его экстрадиции в Казахстан.
Эта история больше похожа на криминальный детектив. И Евгений Пак заверяет, что решил раскрыть все карты.
– В сентябре 2017 года Жомарт Ертаев обратился ко мне с просьбой – переоформить долю ТОО “Ордабасы комьюникейшенс” (после ТОО “Ассет Инвест”. – Прим. авт.), которой принадлежало сто процентов акций компании “Алма ТВ”, на мою супругу, – рассказывает Евгений Пак. – Фактическим владельцем компании является Жомарт Ертаев. Я находился в Москве, супруга здесь, в Алматы. Мы с ним поддерживали дружеские отношения и дали согласие.
Однако уже после оформления сделки стало известно: у компании имеется долг перед банком РБК в размере более 30 миллиардов тенге. Данные денежные средства получены самим Ертаевым гораздо раньше в виде банковского кредита.
После возбуждения уголовного дела в отношении Ертаева по факту хищения средств мою супругу стали вызывать в следственные органы для дачи показаний. Жомарт Ертаев нанял ей адвоката. В один голос они убедили нас: нельзя давать правдивые показания, иначе в отношении нее будет возбуждено уголовное дело. Хочу подчеркнуть – Татьяна и я никогда не работали в области телекоммуникаций, не имели денежных средств на покупку столь крупной компании. "Птичка невысокого полета": что пишут российские СМИ о беглом банкире Ертаеве
– Почему вы все-таки согласились подписать эту сомнительную сделку? Что вам за это пообещали?
– Я могу вам откровенно сказать – если бы он нам предложил какую-то выгоду в обмен на сделку, мы бы отказались. Согласие было на дружеских началах, не более того.
Как рассказал Евгений Пак, с Жомартом Ертаевым он познакомился в камере СИЗО № 1 Алматы в 2009 году.
Тот находился там по громкому делу по подозрению о хищении денег “Альянс банка”, а сам Евгений – по подозрению в лжепредпринимательстве.
Но “усилия” Ертаева не помогли: Татьяна Пак была арестована, помещена в СИЗО, где провела полгода.
– Ертаев нас уверял – действия органов неправомерны, Татьяну скоро освободят, – продолжает Евгений Пак. – Он инициировал масштабную кампанию в СМИ, много говорили о якобы рейдерском захвате компании “Алма ТВ”.
По инициативе Ертаева в СМИ опубликовали открытое письмо – обращение на имя Президента РК якобы от Татьяны. Это письмо она не писала, не знала о его существовании, что легко проверить, ее подписи под документом нет.
Сам Ертаев, прячась за плечами хрупкой женщины, скрывался от правосудия. Осознав его потребительское отношение к моей семье, я принял решение вернуться в Казахстан и раскрыть все подробности, по сути, фиктивной сделки по приобретению доли “Алма ТВ”.
По словам Евгения Пака, перед отъездом он встретился с Ертаевым, сообщил о своих планах. Тот будто бы начал его отговаривать от поездки, мотивировал тем, что он будет арестован.
– А когда в Москве встретились, вы были один на один?
– Да, я с ним встречался в его квартире, один на один, – говорит Евгений Пак.
– А вы ему морду не набили?
– К сожалению – нет. Под дверью присутствуют его (Ертаева. – Прим. авт.) охранники, и я не такой человек, чтобы кому-то бить морду. Возможно, в дальнейшем, когда его увижу, это сделаю.
– Поняв, что мои намерения твердые, он заставил путем угроз, шантажа, давления подписать документ в Москве в присутствии его адвокатов, юристов, – продолжает Евгений Пак. – Хочу заявить: все данные, написанные в этом документе, не соответствуют действительности и можно считать неправдивыми, так как написаны и подписаны мной под давлением и принуждением.
Также он сообщил, что 2 сентября 2018 года после его приезда в Алматы Жомарт Ертаев отправил к нему домой – в Москве, сотрудников своей службы безопасности:
– После того как брат открыл дверь, угрозами, шантажом проникли в дом, изъяли телефон. Угрожали, что готовы вырезать всю мою семью. Брат отдал телефон. Он переживал за свою безопасность, моих детей (на его попечении находятся сын и дочка Татьяны и Евгения Пак. – Прим. авт.). Считаю, Ертаев запереживал, что личная с ним переписка попадет правоохранительным органам и повлияет на условия его содержания. Какие многомиллионные махинации прокручивал беглый банкир Ертаев в Казахстане
Евгений Пак обратил внимание участников пресс-конференции на то, что решением московского суда Ертаеву запрещено пользоваться телефонной связью, Интернетом. Однако, с его слов, он продолжает это делать, создает WhatsApp – группы, дает указания своим приближенным, обсуждает вопросы экстрадиции.
Семью Евгений Пак перевез в Алматы. Говорит, что остался без средств к существованию. Жена, Татьяна Пак, сейчас под домашним арестом.
На вопрос – является ли его признание сделкой, чтобы вторую половину отпустили под домашний арест, ответил: это не сделка, а решение межрайонного следственного суда.
Анна СУРДИНА, АЛМАТЫ