Убойное дело - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Убойное дело

Убойное дело

Новые правила забоя скота поднимут цены и “подкормят” коррупцию, но не сделают казахстанское мясо безопаснее – если не изменить систему ветеринарного контроля.

  • 30 Июля 2010
  • 2188
Фото - Caravan.kz

Могут ли казахстанцы быть уверены в том, что покупают безопасное мясо? Вовсе нет! Как показывает практика, даже справка от ветеринара гарантий не дает – система ветконтроля передана в частные руки!

Систему развалили!

С начала лета домашний скот, мясо которого предназначено для продажи, вновь разрешено забивать только на специальных бойнях, имеющих официальную лицензию. Это сделано для того, чтобы обеспечить казахстанскому мясу доступ на рынки России, где такая норма введена еще в 2008 году.

Соседи то и дело закрывают свой рынок для нашего мяса из-за вспышек опасных инфекций среди домашнего скота. Только в последние месяцы были случаи заболевания ящуром – в Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областях, сибирской язвой – в Акмолинской и Алматинской областях. Заболеваемость бруцеллезом, который также передается через животных, в Казахстане в 10 раз выше, чем в России.

Но происходит это не только потому, что животных режут в антисанитарных условиях. А из-за общего развала в Казахстане системы ветеринарного контроля.

– Ни для кого не секрет: ветеринарные справки продаются и покупаются, – констатирует президент Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ. – Еще в 1990-е государство полностью передало ветеринарный контроль в частные руки, в том числе на бойнях и рынках. Результаты вы видите: наше мясо не пускают к себе даже ближайшие соседи.

Действительно, по Закону РК “О ветеринарии” любой гражданин, имеющий “послесреднее” (так в тексте закона!) ветеринарное образование, может открыть ветконтору и выдавать справки.

Кстати, у наших соседей – России, Беларуси и Узбекистана – “приватизации” ветеринарных служб не было.

Не те масштабы!

Россияне импортируют до четверти всего потребляемого мяса, а доля заграничной говядины на российском рынке доходит до 70 процентов. За то, чтобы войти в эти проценты, нашим скотоводам придется жестко конкурировать с фермерами Бразилии, Америки и Австралии. Если ввоз мяса птицы и свинины соседи намерены ежегодно снижать, то импорт говядины они оставили без изменений. В 2010–2012 годах по льготной ставке (в рамках квоты) в РФ планируется ввезти 530 тысяч тонн замороженной и 30 тысяч тонн свежей говядины.

Только за последние три года в животноводство России было вложено около 10 миллиардов долларов. За это же время общее производство мяса в стране выросло на 27 процентов, в том числе свинины – на 40, а курятины – на 76 процентов. Соседи уже превысили показатели 1990 года, до которых производителям Казахстана еще очень далеко.

Более дорогой говядиной российские компании тоже собираются заниматься в по-настоящему промышленных масштабах. Так, лишь в один из проектов в Брянской области частный инвестор (заметим – без поддержки государства!) вкладывает 600 миллионов долларов. Маточное стадо там будет насчитывать 100 тысяч голов – меньше просто экономически невыгодно.

У нас, к сожалению, проектов подобного размаха пока нет.

– Мелкие фермеры и подворья, из которых в основном и состоит казахстанская мясная отрасль, не смогут резко увеличить производство мяса, – считает заместитель директора НИИ экономики АПК и сельских территорий академик НАН РК Владимир ГРИГОРУК.

Кому это выгодно?

Пока что Казахстану новые правила забоя скота принесли только рост цен на внутреннем рынке. После протестов возмущенных фермеров власти временно, с марта по май, приостановили их действие. Выяснилось, что для реализации нового закона на местах нет ни цехов, ни специалистов. Да и вообще возможность его выполнения, похоже, никто всерьез не просчитывал.

Все было поручено исправить за три месяца. Успели ли?

– Поселок, где некому построить цех, находится в 160 километрах от областного центра, – пишет один из посетителей блога министра сельского хозяйства, – привезти оттуда одну корову стоит на грузовом транспорте 15 тысяч тенге, на легковом – 5 тысяч… Убойный цех первым построил один из депутатов, который продвигал этот законопроект…

После введения новых норм мясо начало дорожать сразу в нескольких регионах. Например, в Уральске говядина с прошлого года подорожала на 100 тенге. На рынках Костаная сегодня кило говядины продают по 900–950 тенге – на треть дороже, чем в минувшем декабре. На 100–150 тенге выросли цены в Семее.

Причиной стала нехватка убойных цехов. В Костанае на начало года их было построено чуть больше трети от необходимого количества. В Павлодарской области, например, к лету успели соорудить лишь 78 из 132 обещанных площадок.

При этом нормально работают, как выяснилось, далеко не все. Вот одна из записей на портале санэпиднадзора Павлодарской области: “В селе Шарбакты Щербактинского района с января 2010 года открыт “убойный цех”, если можно его так назвать, в здании бывшего подхоза, от которого остались стены да крыша, и больше ничего – ни воды, ни септика. Воду греют на плитке в соседнем домике… кишки собаки таскают по всей округе. Интересно, как могли санитарные службы дать на это добро? Зато цены астрономические: на забой одной коровы – 3 тысячи тенге, ранее была тысяча тенге. На клеймо – еще 3 тысячи, раньше – 200 тенге”.

Не слишком довольны и владельцы убойных цехов. Строительство убойной площадки стоит примерно 20 миллионов тенге. Однако вернуть вложенные средства быстро не получится. “Я на принадлежащей мне промбазе сделала реконструкцию и переоборудовала под убойную площадку, – пишет главе Минсельхоза жительница села Шелек Алматинской области Нурила НУСИПКОЖАЕВА. – В июне, после нескольких комиссий, получила учетный номер. Однако ветинспектор изъял туши, не дал продавать на рынке, посылая при этом людей на дальние площадки по убою скота. Получается, на деле чиновники поддерживают стихийные рынки…”

Вопрос министру сельского хозяйства Ахылбеку КУРИШБАЕВУ: Может, стоит восстановить государственную систему ветеринарного контроля на всех уровнях?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ