Контингент специализированного дома ребенка – это детки от нуля до 6 лет, в основном социальные сироты. Те, от кого отказались в роддоме или чьи мамы и папы пристрастились к наркотикам, алкоголю, оказались за колючкой, лишены родительских прав. Не секрет, что среди таких малышей немало с задержкой развития. И руководство социального учреждения давно искало эффективные методики коррекции. Одна из них, предложенная итальянским педагогом Марией Монтессори, сегодня как раз набирает популярность в Казахстане.
Система основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку: малыш сам выбирает, чем заниматься и сколько времени. Он как бы создает среду, в которой ему удобно и где он учится взаимодействовать с миром.
Можно переставить стул, перенести коврик на другое место. Но при этом все игрушки имеются в одном экземпляре, чтобы ребенок понимал, что другие тоже хотели бы ими воспользоваться.
Первая школа Монтессори была открыта в Риме еще в 1907 году. В 1988 году решением ЮНЕСКО имя ее автора было включено в список выдающихся педагогов XX века. В Усть-Каменогорске специализированный дом ребенка стал пока вторым в городе учреждением, получившим необходимое оборудование. По словам директора Гульнар ДАНИЯРОВОЙ, двое воспитателей прошли специальные обучающие курсы в Алматы. Сейчас им предстоит нарабатывать опыт.
– Методика показывает отличные результаты, – высказала мнение директор. – Мы посмотрели детский сад, где уже освоили систему. Дети с проблемами в развитии в итоге выдали даже лучшие результаты, чем здоровые дети из обычных детсадов.
У нас на сегодня 82 ребенка с рождения до 5 лет. Будем заниматься со всеми, потому что хотим для них самого лучшего.
По словам специалистов, для воспитанников дома ребенка методика Монтессори важна еще потому, что они лишены домашней обстановки, растут на всем готовом. Оснащение классов как раз призвано отчасти откорректировать эту проблему. Дети попадают в комнату с новыми предметами, им интересно самим постирать, помыть, убрать.
С одной стороны, это обучение элементарным навыкам самообслуживания. С другой – малыши размышляют, запоминают алгоритм, а это определенная подготовка к будущей школе.
– Один класс рассчитан на деток до 3 лет, второй на возраст до 5, – рассказала воспитатель дома ребенка Ольга БАБИЧЕВА. – Оборудование, по сути, имитирует обычную бытовую среду. Шкафчики, полочки, дверки с замками и ручками, емкости, например, с крупой, тазик с водой и мылом. То, с чем домашние дети сталкиваются в повседневной жизни. Смысл – именно в развитии малыша через взаимодействие с окружающей средой. Предмет можно взять, переставить, передвинуть, пересыпать, перелить, открыть, собрать, попробовать. Главное, ребенком должен двигать интерес, а не нажим со стороны взрослого. Дом ненужных детей: как юных казахстанцев предавали дважды
Оборудование стоимостью 3 миллиона тенге специализированному учреждению подарили спонсоры. Для самых маленьких приготовлены наборы, направленные больше на развитие мелкой моторики.
Причем такие, словно из взрослого мира. Для детишек постарше предусмотрены зоны развития письма, счета, пространственного мышления, наблюдения. В то время, когда малыш занят игрушками, изучает их, осваивает, как раз и идет развитие мышления – высшей психической функции человека.
– Наборы развивающих игрушек и конструкторы по специальному заказу изготовили в Омске, – пояснила директор дома ребенка. – Мебель тоже особая, выполненная с учетом роста детей. С ней помогли наши главные шефы – горно-металлургическая компания. Первые занятия мы начали с двумя-тремя детьми, со временем занятиями в классах Монтессори будут охвачены все воспитанники.
Усть-Каменогорск