– Что с этим учебником не так? – поинтересовались мы у Наримана Есимбекова.
– Я считаю, что этот учебник, изданный и распространенный тиражом в 12 150 экземпляров, представляет угрозу национального масштаба…
– ???
– Я часто обнаруживаю ошибки в учебниках математики, русского языка. Но “Правила дорожного движения” для 1–2-х классов стали последней каплей. И без того у нас сегодня дети выражаются на каком-то непонятном языке, не могут выразить свои мысли красиво и доступно, так еще такие учебники усугубляют дело. Они не просто плохи – они вредны для детей! Этот учебник содержит помимо огромного количества грамматических, стилистических ошибок еще и откровенные ошибки и искажения правил дорожного движения, да еще изложены они непонятным языком. Иные предложения вовсе не имеют смысла.
– Можете привести примеры?
– Например, в учебнике очень подробно рассматриваются виды травм, кровотечений. В конце параграфа есть вопросы вроде такого: “Какие виды вытека крови вы знаете? Знаете ли как надо остановить течь крови?”. Такое ощущение, что учебник не редактировался вообще! Очень много пустых, ненужных фраз. Таких, например: “У любого работающего в какой либо организации имеется кабинет, рабочее место, стол или стул. Рабочим местом автотранспорта является проезжая часть дороги”, “Дорога в любое время года не свободна: и зимой и летом движение автотранспорта не прекращаются”… Ребенок должен получать знания, а не заниматься разбором чужого пустословия! Тем более что речь идет о школьниках 1–2-х классов.
“МНЕ СТЫДНО ЗА АВТОРОВ УЧЕБНИКА И МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ!”
Мы показали учебник одному из опытных преподавателей автошколы “PROFI-AUTO” Абу АСИЛЬБЕКОВУ. Даже после беглого изучения учебника преподаватель нашел кучу не только грамматических и стилистических ошибок, но и ошибки в правилах дорожного движения.
– Например, в главе “Остановочный путь и скорость движения” приводится картинка с цифрами, которые никак не оговариваются в тексте. Мы догадались, что это, возможно, длина остановочного пути легкового автомобиля (в книге указана цифра 7,2 м) Однако длина остановочного пути для легковушек равна 14,5 метра. Снизу расположена другая картинка – джип, для которого тоже приводится цифра, однако мы не подразделяем отдельно внедорожники и легковые автомобили, на месте джипа должен был быть либо автобус, либо грузовик, длина остановочного пути для которых как минимум 19,9, а не 9,5, как приведено в книге.
Глава, где говорится о нерегулируемых перекрестах улиц, повествует: “Если в одном месте стыкуются четыре (!) улицы, то они называются четырехсторонним перекрестком”. Улицы, во-первых, не стыкуются, а пересекаются. И пересекаются лишь две улицы. Четыре улицы сразу не могут пересекаться.
В главе, где показаны сигналы регулировщика, вообще допущена грубая ошибка. Там сказано: “Поднятый вверх жезл соответствует желтому сигналу светофора”. Тогда как этот знак соответствует красному сигналу светофора.
В главе о поездке на трамвае и других видах транспорта говорится: “…Выходя из трамвая, надо посмотреть направо, убедиться в приостановке автотранспорта и не спеша, осторожно перейти дорогу”. Я бы напомнил, что здесь неспешность не нужна. Дорогу нужно незамедлительно переходить, это не место для прогулок!
Вообще учебник перенасыщен информацией, которая абсолютно не нужна школьникам в этом возрасте. Например, для чего детям сложная дорожная разметка, в которой трудно порой разобраться взрослым людям? Детей нужно учить переходить дорогу, в каком месте, где ждать автобус, трамвай или троллейбус, где можно ездить на велосипеде. Для этого есть несколько запрещающих и предупреждающих знаков. Их легко запомнить.
АВТОРА!
В выходных данных учебника, выпущенного в 2009 году издательством “Кiтап”, сказано, что его написал Сатымбек РЫСПАЕВ. Уважаемый человек, ветеран дорожной полиции. Ознакомившись с титульным листом и форзацем учебника, обнаруживаем и других авторов: руководителем проекта выступил Е.Н. Нурсапин, перевод с казахского на русский осуществил Ш. Аманов, редактор – Н.Н. Коржавин. Спрашивается, за что все эти люди получили свои гонорары, если учебник содержит столько ошибок?
Но смутило другое – то, что этот учебник утвержден сразу тремя министерствами – образования и науки, здравоохранения и внутренних дел!
Правда, после того как история с учебником “Правила дорожного движения” получила большой резонанс в прессе, чиновники из Министерства образования и науки поспешили откреститься: мол, мы ничего об этом не знаем, ничего не рекомендовали. Более того, один из представителей Министерства образования сообщил: виноватого уже нашли! Дескать, директор издательства, выпустившего злополучный учебник, в срочном порядке был вызван в Астану и сам признал свою вину перед чиновниками, обещая переиздать книгу.
– То есть Министерство образования и науки без суда и следствия сделало человека и целую организацию виноватыми, – возмутился, узнав об этом, Нариман Есимбеков, который является по специальности юристом. – Это во-первых. Во-вторых, учебник издан большим тиражом и рекомендован к использованию в учебной программе 1–2-х классов. И есть приказ министерства об этом. Более того, такие же учебники по правилам дорожного движения выпущены и для 3–4-х, 5–6-х, 7–8-х классов. Получается, что кто угодно может выпустить какой угодно учебник и по нему будут заниматься дети?
Нариман Есимбеков сообщил, что не намерен отказываться от своего иска. По его мнению, чиновники обязаны извиниться перед учащимися Казахстана за безобразное качество учебника.
Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)