"Казахстанцев знают в Канаде по фильму "Борат" - экс-алматинка рассказала о коррупции в канадских ВУЗах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Казахстанцев знают в Канаде по фильму "Борат" - экс-алматинка рассказала о коррупции в канадских ВУЗах

"Казахстанцев знают в Канаде по фильму "Борат" - экс-алматинка рассказала о коррупции в канадских ВУЗах

Наша бывшая соотечественница рассказала о своей учебе и жизни в Канаде. 

  • 17 Сентября 2018
  • 2410
Фото - Caravan.kz

Яна Емельянова — студентка из Казахстана, которая училась сначала в Columbia College, а потом в Capilano University. Оба учреждения находятся в Ванкувере, в Канаде. Корреспонденту медиа-портала Caravan.kz экс-алматинка рассказала про разницу в учебе в Казахстане и за границей, о нравах тамошней молодежи и о коррупции в учебных заведениях. 

— У тебя, наверное, остались друзья в казахстанских университетах, чем, по их рассказам, отличается учеба? Или если сравнить со школой?

— У меня мало кто остался учиться в Казахстане, в основном все разъехались, кто-то в Америку уехал, кто-то в Россию. По казахстанским вузам единственное, что я могу сказать, — на мой взгляд, очень отличается объем работы из того, что я видела. Наши студенты так не пашут, как пашут здесь в университете. Сколько я помню, здесь студенты постоянно учатся, потому что объем работы просто невероятный. Но у меня сестренка оканчивала КИМЭП, там, на мой взгляд, все на высшем уровне. Я видела её учебники, видела её работы, которые она пишет. Они занимаются по тем же учебникам, по которым занималась моя подруга, обучающаяся в Америке. Это о чем-то говорит… Конечно, важно еще этот материал преподнести, но все равно уже что-то…

Со школой, конечно, тяжело сравнить, несмотря на то что я училась в частной школе. Конечно, небо и земля. Здесь никому не интересно, как ты учишься, приходишь ли ты в университет. Все на твоей ответственности. Если хочешь учиться, ты учишься, не хочешь – тебя просто выгоняют из университета. Никто за тобой не бегает.

— Учились ли с тобой другие выходцы из Казахстана?

— Да, учились. Особенно в Columbia College, в этом учреждении канадцы не учатся. То есть это колледж, куда приезжают международные студенты, со всего мира. Там было много казахов, русских, хотя, когда я ехала, мне говорили: «Да, вы что, наших там очень мало». Я помню, как приехала, поднялась на шестой этаж, где нас должны были встретить. Лифт поднимается, открывается — и я вижу толпу, человек сорок русскоговорящих. И понимаю, что половина из них — наши казахстанцы. Казахстанцев вообще очень много и с каждым годом становится все больше. 

— Знают ли канадцы о Казахстане? Что говорят, когда узнают, откуда ты?

— Большинство знают, но по фильму «Борат». О! Это такая больная тема. Когда я только сюда приехала, фильм прямо шумел, хотя сейчас уже и позабылся. В Америке это был очень популярный фильм. И каждый раз, когда меня спрашивали, откуда я, отвечала, что из Казахстана. И они сразу: «Борат», «Борат». В какой-то момент я уже просто устала от этого и, когда меня спрашивали, откуда я, говорила: «Из России».

Так продолжалось некоторое время. Пока это не услышал мой друг-казах, и он сказал мне: «Почему ты говоришь, что ты из России? Ты, наоборот, должна всегда отвечать, что ты из Казахстана, чтобы народ знал, что существует такая страна и оттуда не приезжают такие дураки, как Борат». И я призадумалась: да и вправду, надо говорить, что я из Казахстана.

Теперь всегда говорю, что я из Казахстана. И сейчас редко-редко кто-нибудь вспоминает «Бората». Многие уже знают Казахстан. И в аэропорту, когда видят наш красивый голубой паспорт, интересуется страной и спрашивают: «А где такие красивые паспорта дают?».

— Сложно ли было адаптироваться к жизни в Канаде?

— Да нет. Были определенные сложности, конечно, но только первые несколько месяцев было сложно. Самое трудное для меня было – это расставаться с семьей. А все остальное — это такие преодолимые сложности.  Когда заболеешь — тут абсолютно другой процесс, не так, как у нас. Например, у тебя аллергия на что-то началась, ты пошел к аллергологу. Здесь это не так: сначала идешь к терапевту, говоришь про симптомы, он записывает, ты встаешь в очередь, причем, как правило, очередь сумасшедшая, вне зависимости от врача. Очередь начинается от четырех месяцев, и если у тебя нет ничего экстремально важного, в очереди ты будешь стоять где-то полгода. Очень много, конечно, таких нюансов.

Сложно еще было привыкнуть к менталитету. Здесь настолько все позитивные и жизнерадостные! Я не хочу наших обидеть и сказать, что у нас все такие злые и угрюмые. Но здесь это совсем другой уровень. Все и всегда, куда бы ты ни пришел, будь это метро или ресторан, очень улыбчивые. Всегда спрашивают: «Как прошел твой день?», «Что у тебя произошло?». На ногу кому-то наступил, тебе же спасибо за это сказали. Где-то подрезали тебя на дороге, сразу моментально извинились. Наверное, это смешно, что к такому трудно привыкнуть. Поначалу это было немножко подозрительно даже: почему здесь все такие улыбчивые? И потом, когда приезжаешь домой, в самом деле видишь разницу. И да, для меня это было загадкой шесть лет назад, когда я сюда приехала, и до сих пор остается загадкой.

— А ты планируешь получить гражданство Канады? 

— Планирую. Здесь есть несколько путей. Когда оканчиваешь канадский вуз, тебе дают рабочую визу на три года, оканчиваешь бакалавриат — на три года. Очень важно устроиться в компанию, которая в будущем напишет письмо государству, что такой-то в самом деле будет ценным работником для страны.  Есть определенные квалификации, которые ты должен пройти, устраиваясь на работу: определенный заработок, должность, множество нюансов. Если, допустим, ты окончил университет на «бизнес» или инженера, а устроился работать официантом или продавцом в магазин, то, конечно, рабочую визу не продлят, и на гражданство ты не сможешь подать. Есть другой вариант – когда ты находишься в гражданском браке с канадцем. Если вы прожили с канадцем или канадкой больше года, то можно подавать на гражданство от него.

Ну или если выходишь замуж, конечно, это другой вопрос. На мой взгляд, гражданство получить непросто, очень много бумаг, легко допустить ошибку, в идеале лучше нанимать человека, занимающегося визовыми вопросами. Это удовольствие недешевое. Если делать с гражданским браком, стоит это около 5 тысяч долларов только за работу, и еще 2 тысячи долларов — за оформление. Хотя у меня много примеров, когда мои друзья сами собирали бумажки и все это подавали. Но, как правило, это парни, девчонки почему-то в таких вопросах не разбираются.

 — Совмещают ли там студенты учебу с работой? 

— Студенты, да, работают. Особенно канадцы, практически все работают. Многие даже со школьного возраста. И я жалею, что, когда приехала сюда, не пошла работать. Мне казалось: чему меня может научить работа ассистентом продавца в магазине или официантом? Потому что, когда у тебя нет высшего образования, это работа, на которую ты идешь. А в итоге сейчас, когда я ищу работу, опыт продавца, который казался бесполезным, очень мог бы пригодиться. Ведь, когда ты ищешь работу, скажем, менеджера, важно, чтобы ты от трех до пяти лет проработал в этой сфере. Таких примеров много. И я очень жалею, что загрузила себя учебой и не пошла на работу. По сей день жалею. Канадцы почти все, 99 процентов, работают, здесь это очень строго. Они, во-первых, сами платят за свою учебу. Они занимают деньги у государства, чтобы оплачивать свою учебу в университете. И потом ты можешь отдавать эту сумму, пока ты студент либо после университета, когда ты устраиваешься на работу. Не хочу говорить обо всех. Но я знаю много канадцев, у которых обеспеченные родители, но они ни копейки не дают ребенку. Дети идут и сами зарабатывают.

 — Принято ли в Канаде у молодежи ходить по ночным клубам?

— Да. Причем большинство клубов сосредоточены в одной точке, все находится в центре города. Молодежь здесь это любит — пить и гулять. А с октября легализуют употребление марихуаны. Раньше в центре города, казалось, травой пахнет везде. Особенно в пятницу вечером, в субботу вечером. У них это очень популярно. Траву курят, я видела, даже мальчишки, которым лет по 13-14. Не знаю, как они её достают, но курят с очень раннего возраста. Многие врачи выписывают пациентам, которые страдают психическими заболеваниями, депрессией и так далее, траву. Это очень распространено. Не знаю, как насчет других наркотиков, кокаина и прочего, но трава пользуется бешеным спросом. Даже магазины именно для марихуаны везде. Особенно сейчас, когда планируют легализовать, они в центре города буквально на каждом шагу.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо в своей предвыборной кампании обещал легализовать марихуану. И когда он только пришел на пост, первые полгода перестал об этом говорить, так народ забушевал. Народ этого ждал очень долго, непонятно почему, но ждал.

Как студентка, которая приехала сюда в 18 лет и тоже гуляла по клубам, могу сказать, что здесь чувствуешь себя намного безопаснее. Из-за того, что клубы сосредоточены в одном месте, полиция отслеживает их, патрулирует вокруг. Когда в пятницу, субботу в 9-10 вечера начинаются пьянки, гулянки, полицейские перекрывают соседние улицы. И если какой-то пьяный дурачок вылетит на дорогу, его никто не собьет, потому что дороги перекрыты. При любом инциденте чувствуешь себя в защищенности и безопасности.

— Не встречала ли ты в Канаде рестораны с национальной кухней из Казахстана?

— В Ванкувере именно с казахской кухней нет. Есть несколько русских ресторанов. Казахские блюда можно заказать: есть женщины, с которыми можно списаться, и они приготовят манты или еще что-то. В Канаде последнее время стали популярны ресторанчики с веганской едой, веганов в Ванкувере немало. Смузи, свежевыжатые соки — сейчас это тренд, пользуется спросом, еще любят пиццерии и суши, а самое главное — это кофейни.

— А есть ли коррупция в сфере образования в Канаде? Можно ли сдать экзамен, заплатив педагогу, можно ли прогуливать лекции, компенсируя это подарками и взятками?

— Нет. Ни в коем случае. Если даже попытаться такое сделать, здесь к этому очень серьёзно относятся. Будь это коррупция или элементарное списывание на экзамене… Если кто-то заметит тебя, во-первых, выпрут из университета, сразу же будет моментальное отчисление. Второе — тебе это пишут в файле, в компьютере в базе данных это будет записано. И, можно сказать, это будет твоя история навсегда. Никакой достойный университет тебя не подберет потом, народ даже не рискует это делать. А касательно коррупции — то же самое. Здесь преподаватели в этом не нуждаются, они очень много зарабатывают: от 100 тысяч долларов и выше в год. Они, как правило, очень хорошо живут. Чтобы стать преподавателем, нужно очень хорошо попахать, кроме образования, должен быть бэкграунд о профессиональной деятельности.

— Что бы ты посоветовала желающим учиться в Канаде? 

— Собирать чемодан и ехать не раздумывая. Однозначно. Совершенно не жалею, что выбрала Канаду, хотя планировала учиться в Англии, в Лондоне, потом в Дубай мечтала поехать. Но уехала в Канаду. Даже не потому, что образование хорошее. Просто нравится, как устроено государство, как все делается для людей, как все тебе улыбаются весь день, начиная когда заходишь в лифт, по пути на работу или учебу, заканчивая консьержом, когда приходишь домой. Просто, как минимум, из-за этого Канада того стоит. А если серьёзно, то самое главное — подтянуть английский и приехать сюда, чтобы здесь на это время не тратить.