ДГД Карагандинской области: ИС “Астана-1” – только плюсы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ДГД Карагандинской области: ИС “Астана-1” – только плюсы

ДГД Карагандинской области: ИС “Астана-1” – только плюсы

Публикация в “КАРАВАНЕ” от 8 июня текущего года статьи “Электронная таможня: хождения по мукам”, в которой говорилось, что карагандинские предприниматели направили письма в пять инстанций – от Нацпалаты “Атамекен” до Администрации Президента РК – с недовольством “побочными эффектами” от внедрения информационной системы “Астана-1” , нашла отклик у наших читателей из госорганов.

  • 19 Сентября 2018
  • 1931
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе в редакцию пришло письмо от РГУ “Департамент государственных доходов по Карагандинской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан”, в котором утверждается: внедрение информационной автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования “Астана-1” принесло только плюсы. Электронная таможня: хождения по мукам

Только положительный эффект!

“ИС “Астана-1” разработана в соответствии с международными стандартами ВТО, ВТамО, Рекомендациями 33 ЕЭК ООН потребностям развитых стран в сфере таможенного дела и как основы Е-окна. ИС “Астана-1” соответствует положениям таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, – говорится в письме за подписью руководителя регионального ДГД Р. ТАЛАСПЕКОВА. – Внедрение информационных систем в таможенный процесс оформления товаров оказывает положительный эффект”. (Орфография и пунктуация оригинала сохранены.)

Данное утверждение подкрепляется цифрами: “За первое полугодие 2018 года в зоне деятельности Департамента на 16% увеличилось количество участников внешнеэкономической деятельности (далее – участник ВЭД). Таможенное оформление проведено 606 участниками ВЭД, тогда как за аналогичный период 2017 года 521 участник ВЭД. Внешнеторговый оборот Карагандинской области за первое полугодие 2018 года составил 2 047 млн. $, за аналогичный период 2017 года 1 889 млн. $ увеличение порядка 7% (158 млн. $)”.

В ответ на утверждение предпринимателей о том, что система была внедрена без соответствующей подготовки, “таможенники” заявляют: “В силу того, что ИС “Астана-1” является многофункциональной и комплексной системой, ее внедрение осуществлялось поэтапно.

С 1 октября 2017 года произведен запуск подсистемы “Таможенный транзит”, это обеспечило совершение всех таможенных операций в пункте пропуска на границе (среди очевидных плюсов – возможность формирования предварительной информации, которая в последующем преобразовывается в транзитную декларацию. В отношении товаров, по которым поступила предварительная информация, заблаговременно проводится анализ по Системе управления рисками, и соответственно при прибытии товаров контроль проводится в минимальное время. Также участник ВЭД имеет возможность отследить в системе процесс прохождения транспортного средства через границу).

С 1 января 2018 года запущена подсистема “Таможенное декларирование” по таможенной процедуре “Экспорт”.

С 1 апреля текущего года запущена подсистема “Таможенное декларирование” по остальным таможенным процедурам. (Плюсы – возможность самостоятельно, без привлечения таможенных представителей, формировать пакет и электронные версии декларации на товары, формировать и подавать декларации на товары через электронный портал на удаленном доступе от пункта таможенного оформления. При наличии всех необходимых документов и сведений выпуск декларации происходит в автоматическом режиме, без непосредственного участия участника ВЭД.

Как следствие – уменьшение расходов на формирование деклараций на товары, затрат на командировочные расходы, отказ от брокерских услуг и сокращение штата декларантов и представителей в крупных компаниях.

Сокращение транспортных расходов, простоев транспортных средств, ожидающих таможенное оформление, сокращение арендных выплат для транспортных компаний. Сокращение расходов, связанных с помещением товаров в места временного хранения, для проведения таможенных операций.)”

Растаможка – за минуту

Согласно информации ДГД по Карагандинской области, с момента введения данной системы по настоящее время в зоне деятельности департамента оформлены 994 транзитные декларации. Среднее время оформления составило 2 минуты, до внедрения данной программы таможенное оформление транзитной декларации составляло порядка 22 минут.

“В Департаменте в первом полугодии текущего года в ИС “Астана-1” оформлено 7 612 деклараций на товары, из них:

4 934 по таможенной процедуре “Экспорт-10”; 2 319 – по таможенной процедуре “Импорт-40”; 359 – по иным таможенным процедурам.

Из общего числа оформленных таможенных деклараций 6 842 (89,9%) выпущены в автоматическом режиме. Среднее время, затраченное на таможенное оформление грузов, составило 1 минуту”.

По мнению авторов письма, внедрение ИС “Астана-1” значительно сократило время “растаможки”. “Например, ранее на экспортные процедуры уходило до 55 минут, при этом участнику ВЭД необходимо было принимать непосредственное участие в процессе таможенного оформления, – сообщают дэгэдэшники. – Из 7 612 поданных таможенных деклараций по 770 (10,1%) сработала система управления рисками (далее – СУР), тогда как в предыдущей программе СУР в среднем срабатывала на каждую пятую зарегистрированную таможенную декларацию”.

Из письма следует, что ИС “Астана-1” минимизировала применение форм таможенного контроля в рамках СУР. “При этом по сработанным рискам приняты меры путем проведения форм таможенного контроля, таких как таможенный досмотр, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений”.

В числе преимуществ авторы письма называют также: автотрансформацию одного таможенного документа в другой (предварительное информирование в транзитную декларацию); электронный документ хранения товаров; единый лицевой счет; автоматическую регистрацию на товары; единую систему управления рисками; автоматизацию расчетов таможенных платежей и налогов; автоматический выпуск декларации на товары; декларирование товаров участниками ВЭД 24/7; декларирование товаров с любой точки мира.

Как результат приводится эффект снижения времени таможенной очистки товаров “до 1 минуты при отсутствии рисков, это примерно 89% от общего количества таможенных деклараций, остальные 11% – это случаи срабатывания СУР, время по которым зависит от проведения того или иного вида таможенного контроля; сокращение времени прохождения товаров и транспортных средств в пунктах пропуска; сокращение финансовых затрат участниками ВЭД при декларировании товаров, что позволяет участнику ВЭД направить сэкономленные средства на дополнительное развитие бизнеса; снижение уровня коррупции путем минимизации прямого контакта между участниками ВЭД и таможенными органами; возможность дистанционно предоставить электронные версии пакетов документов и декларации на товары таможенному органу оформления без непосредственного участия участника ВЭД”.

СВХ здесь ни при чем?

Касаемо утверждения предпринимателей о том, что курсирование между складом временного хранения и таможенным постом отбирает у участников внешнеэкономической деятельности уйму времени, сотрудники ДГД заявляют: это “ничем не подтвержденные факты”.

“Обращаем внимание, что СВХ являются самостоятельными юридическими лицами, – подчеркивает госорган. – Оказываемые СВХ услуги временного хранения осуществляются на договорной основе между СВХ и участником ВЭД. На сегодняшний день склады временного хранения (далее – СВХ) подключены к ИС “Астана-1” . При прибытии товаров на СВХ сотрудники Департамента вносят сведения в информационную систему непосредственно на самом складе. Завершение процедуры таможенного транзита (доставка товара), согласно таможенному законодательству, производится только в местах временного хранения. Казахстан теряет миллиарды из-за ретивых таможенников

Кроме того, прибытие и размещение транспортных средств международной перевозки на СВХ производится в круглосуточном режиме.

Выгрузка товара на СВХ производится в случаях, если: в одном транспортном средстве прибыли товары для нескольких получателей; при получении разрешительных документов или сертификатов (соответствия безопасности продукции, фито-санитарных и т. д.) требуется проведение осмотра товара или взятие образцов для проведения соответствующей экспертизы или сертификации; при производстве таможенного оформления системой выдано требование на проведение таможенного досмотра/осмотра товаров или транспортных средств; необходимо взятие проб или образцов для проведения таможенной экспертизы”.

По словам авторов письма, на самом деле таможенная очистка грузов проходит следующим образом. “Участник ВЭД, уведомив о прибытии товара посредством ИС “Астана-1” , подает декларацию на товары. В свою очередь система в автоматическом режиме производит контроль всех заполненных граф декларации на товары. После прохождения форматно-логического контроля ИС “Астана-1” в случаях достоверного и правильного заполнения сведений производит выпуск в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов.

В случае назначения системой дополнительных форм таможенного контроля в рамках установленных норм таможенного законодательства должностные лица запрашивают дополнительные документы на бумажном носителе и в сканированном виде, прикрепленных к декларации на товары в информационной системе.

При этом выпуск деклараций на товары, по которым необходимо провести дополнительные формы таможенного контроля согласно СУР, производится по мере предоставления документов участником ВЭД”.

Вместе с тем руководство ДГД по Карагандинской области обращает внимание на то, что “выдача сертификата, акта карантинного досмотра не входит в компетенцию таможенных органов”.

P.S. Таким образом, руководство ДГД по Карагандинской области опровергает все доводы Казахстанской ассоциации предпринимателей, которые предприниматели изложили в своих письмах, направленных в пять инстанций – от Нацпалаты “Атамекен” до Администрации Президента РК. А также утверждает: никаких проблем с “растаможкой”, связанных с внедрением программы ИС “Астана-1”, у карагандинских предпринимателей нет.

КАРАГАНДА