Как после бомбежки: во что превратил банковский кризис пригород Астаны - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как после бомбежки: во что превратил банковский кризис пригород Астаны

Как после бомбежки: во что превратил банковский кризис пригород Астаны

На то, чтобы завершить прокладку канализационных труб и асфальтирование улиц в коттеджном микрорайоне Астаны, акимат столицы в этом году выделил 1,5 миллиарда тенге.

  • 13 Сентября 2018
  • 1661
Фото - Caravan.kz

Но все деньги, по словам строителей, “зависли” в обанкротившихся летом банках. И пока идут разбирательства, сотни горожан лишились возможности заезжать к себе во двор, обратиться в скорую, и даже закуп угля для многих нынче невыполнимая задача.

Дороги, которые раскопали

Эпопея с дорогами в жилом массиве Ильинка длится не первый год. В 2008 году был утвержден масштабный проект благоустройства коттеджного городка. Но потом наступил кризис и, проложив водопровод и заасфальтировав некоторые улицы микрорайона, строители проект заморозили. В 2011 году городские власти под нажимом местных жителей к нему вернулись. Правда, денег выделяли регулярно в 4, а то и 5 раз меньше, чем планировалось, но все же основные улицы поселка были заасфальтированы.

А в 2017 году из республиканского бюджета на благоустройство жилого массива было выделено сразу 6,1 миллиарда тенге.

О том, что из этого вышло, мы писали весной. Предполагалось, что за это лето строители все свои “косяки” приберут, и в Ильинку наконец придет цивилизация. Тем более что из городского бюджета им в этом году выделили 1,5 миллиарда тенге.

Но на дворе – сентябрь, “Казгидромет” пугает Астану заморозками и скорым снегом, а в Ильинке за все лето вместо одной из центральных дорог вырыли ров в метр глубиной и 6 метров шириной и прогрейдерили несколько улиц.

То ли банкротство, то ли мошенничество

– Как нам объясняют чиновники и строители, выделенные деньги упали на счет в Банк Астаны – и пропали. Но как так? Наши жители просто устали, мы уже готовы к Данияру Акишеву (председатель Нацбанка РК. – Прим. авт.) идти и просить, чтобы нашим строителям вернули деньги. Но представители управления коммунального хозяйства уверяют, что ТОО “СК “Кулагер” найдет выход, – рассказывает о том, почему в этот раз встала стройка, жительница коттеджного городка Карашаш ТАШЕНОВА.

Она, как активист микрорайона, в последние годы наизусть выучила адреса и телефоны канцелярий ключевых казахстанских госорганов.

Женщина обращалась за помощью в “Нур Отан”, канцелярии премьер-министра и Администрации Президента, Агентство по делам госслужбы и Генпрокуратуру.

– По последнему моему письму в Генпрокуратуру меня недавно следователь к себе приглашал. Посоветовал дописать просьбу о проверке действий строительной компании на предмет мошенничества. Отредактировала, несколько дней назад сдала. Теперь жду результаты, – рассказывает она.

В колодец с головой

Вместе с ней ждут все. Едва ли не в каждой здешней семье есть школьники, которые просто застревали в вязкой глине по дороге в школу, “тонули” люди и постарше. Были и вовсе опасные случаи…

– У нас по улице строители колодцы установили, но не закрыли, не огородили. Я месяц писала везде, звонила, просила сделать все безопасным. Наконец 21 июня приехал прораб строительной компании, сказал, что у него есть распоряжение засыпать яму и сам колодец грунтом. Я еще удивилась, почему не крышкой специальной закрыть, но он сказал, что людей нет поднять ее. Вечером, когда я возвращалась с работы, решила записать на видео благодарность строителям за то, что сделали нам более или менее ровную дорогу без ям и колодцев.

Иду, снимаю все – и вдруг чувствую, что проваливаюсь. Колодец, почти полный зеленой вонючей воды, они просто сверху засыпали!

Я в него провалилась, чувствую, что скоро или задохнусь, или утону. Хорошо муж услышал мои крики и быстро спас, – рассказывает жительница жилого массива Шолпан АЯКБЕРГЕНОВА.

На строителей женщина подала в суд, но проблему это не решило – до сих пор в Ильинке есть улицы с открытыми колодцами, полными мусора и грязной воды.

– А если ребенок туда упадет? Я так испугалась, что два месяца на больничном провела, к психиатру и невропатологу ходила, но до сих пор боюсь одна оставаться, – говорит Шолпан. Где в Астане зарыли миллиарды тенге в грязь?

Без угля, “скорой” и удобств, но есть свой ров

А строители между тем придумывают для местных жителей все новые и новые экстремальные развлечения. Например, этим летом решили взяться за одну из ключевых дорог поселка.

Еще в июле, как рассказывают жители, примерно с километровой улицы полностью сняли асфальт, вырыли на ее месте яму метровой глубины. А потом, судя по всему, деньги кончились.

В итоге несколько десятков домов оказались полностью отрезанными от цивилизации. Чтобы в них попасть, надо преодолеть тот самый ров. Ни одна машина, естественно, сделать этого не может. И ладно – легковая, у людей переполнены септики, а машине проезда тоже нет. Содержимое отстойников через верх и через грунтовые воды вытекает прямо в созданный строителями ров. Это, как говорят жители, неприятно, но не смертельно. Они больше опасаются, что кому-то станет плохо. Как к пациенту будут добираться фельдшеры “скорой помощи”? Есть и другие проблемы.

– У нас почти у всех отопление на угле. Как его подвезти? – говорит местный житель Данияр ЕСПАЕВ.

Сейчас строители обещают до конца сентября засыпать разрытую улицу щебнем и похожим образом облагородят наиболее проблемные переулки.

А на следующий год, как уверяют чиновники, поступит финансирование из республиканского бюджета, и цивилизация в жилой массив все-таки придет.

Как объяснил на сходе с жителями аким района Есиль Астаны Тулеген ЗАКАРЬЯНОВ, в этом году корректировка проектно-сметной документации по Ильинке вышла лишь в конце июля. Согласно уточненной смете, на завершение всех строительных работ нужно еще 8 миллиардов тенге.

Скорее всего, финансирование будет разделено на два года, но основная причина здесь не в нехватке денег, а в возможностях строителей. Да и не верит генподрядчику высокопоставленный чиновник.

– Мне до такой степени стыдно… Ты мне про улицу Бекет ата (та самая перерытая улица в Ильинке. – Прим. авт.) два года говорил и до сих пор не сделал. Ни одного проекта нет нормального: ни дом построить не можете, ни дорогу, ни беседку. Я не знаю, как вы залезли сюда в свое время. Вон, сидит твой зам, глаза прячет… Клялся, что мужик, что сделает. Болтуны, – обратился к руководству ТОО “СК “Кулагер” Тулеген Закарьянов.

Сесть на шею и выдавить глаза

Но разорвать договор с нерадивыми строителями не так-то просто: для этого надо доказать факты мошенничества, заставить их исправить за свой счет все недоделки и вынести проект на новый тендер. А это новый пересмотр ПСД и уточнение сумм. При этом, как рассказал Тулеген Закарьянов, руководство “Кулагера” основательно подпортило и его собственную репутацию: чтобы хоть как-то ускорить стройку, он лично просил толковые стройкомпании пойти к “Кулагеру” в субподрядчики. Многим из тех строителей “Кулагер” не заплатил до сих пор.

– К вам надо на шею садиться, на глаза давить – только таким образом вы работаете. 18 подрядчиков кинули. Там серьезные суммы. Хотя в августе 2017 года вы клялись мне, а другие люди работали за вас, – продолжил он общение со стройкомпанией.

Тем не менее руководители ТОО “СК “Кулагер” пообещали, что все взятые на себя обязательства исполнят, а через год, ну, может, два, эпопея с дорогами в Ильинке закончится.

Но местные жители этим обещаниям уже не верят – слишком часто они их слышали. Как выживают жители казахстанского села в грязевой блокаде

– Мы очень хотим, чтобы наш район взяли под контроль общественники и СМИ, потому что есть стойкое ощущение того, что деньги просто воруются! Мы же на окраине города находимся, проверяющие, наверное, не всегда сюда приехать могут, – говорит Карашаш Ташенова.

По сути, горожане решили взять на вооружение метод, подсказанный Тулегеном Закарьяновым. “Сесть на шею и давить на глаза”, возможно, не очень гуманно, но раз мирным путем решать вопросы со строителями не получается, жители готовы ежемесячно устраивать такие встречи, писать письма во все инстанции и добиваться общественного контроля.

АСТАНА