Чувствую постоянную заботу
Сердце ее всегда рвалось в дорогу, сначала неосознанно, потом сознательно. Жизнь, в которой она была учительницей литературы, давно канула в Лету. В одиночку она прошла
Индию, Тибет, Сирию, Непал, Пакистан, Турцию, Монголию, Сибирь, Ямал… Вот и сейчас эта удивительная женщина снова собирается в дальний путь.
– Я долго думала, почему у меня такой бродячий дух, – говорит Светлана. – Оказывается, у меня в роду были баксы (шаманы) и дервиши. Мама меня в детстве называла “диуана”, мне казалось, что это ругательное слово, а недавно узнала, что это “дервиш” по-казахски.
Как говорит опытная путешественница, люди во всем мире готовы помогать ближнему за спасибо: подвезут, накормят, оденут и ночлег дадут! И приводит массу примеров из своей жизни.
– Как-то сижу в Адане (Турция) на берегу моря, смотрю на белоснежные корабли, на чаек, и вдруг до меня доходит, что это картинка из моего детства, которая полностью реализовалась. Так я просидела часа четыре, и вдруг подбегает ко мне старик, хватает за руку, мы бежим молча по улице, у него четки трясутся, он запихивает меня в автобус, о чем-то договаривается с шофером по-турецки и исчезает. Я ему кричу вдогонку: “Хоттабыч, ты куда?”. И только в автобусе я узнала, что меня просто так готовы отвезти в сирийскую столицу – Дамаск.
Или, например, прихожу поздно ночью в город Покхаре (Непал). Все закрыто, сажусь на ступени какого-то магазина и засыпаю, через пару часов кто-то притрагивается осторожно к плечу. Стоят двое мужчин, спрашивают: “Что вы тут делаете?”. Говорю, что просто отдыхаю. Они: “Пойдемте с нами”. Иду на доверии и вовсе не думаю, куда эти двое меня ведут. Приходим в шикарнейший отель, мне дают ключи от номера, мол, живите, сколько хотите. Утром все спрашивают у меня: “Откуда ты его знаешь?”. Я говорю: “На улице познакомилась”. Выяснилось, что один из них является богатейшим человеком Покхаре. Заботу высших сил я всегда чувствую, поэтому, наверное, иду бесстрашно.
Как говорит Светлана, на Востоке позаботиться о путнике, дать ему что-нибудь в дорогу – почетно со времен дервишей.
– Я раньше не понимала, почему ко мне было такое внимание со стороны стариков в Турции и Сирии. Потом мне объяснили, что дело в том, что я прохожу путь дервиша. Как-то в Непале, в тибетской общине, меня позвали в дом престарелых – я отказалась. Через полчаса прибегает человек и говорит: “Старики плачут!”. Для них дать путнику деньги, возможно, будет последним благодеянием перед Буддой. Кто одну, кто две рупии дал. Эти деньги имеют для меня свою особенную ценность и хранятся у меня до сих пор.
Лама в розовых штанишках
Ну кто из нас, живя обычной жизнью, сидя у себя дома, смог бы познакомиться со знаменитыми людьми нашего времени? К коим относится духовный лидер буддистов – далай-лама XIV. С ним Светлана повстречалась в год миллениума.
– Ни одного иностранца в Дарамсале (зимняя резиденция далай-ламы. – Кор.) не было, потому что Его Святейшество отдыхал от дел, или, как еще говорят, находился в ретрите до 25 марта. Неожиданно далай-лама все откладывает и на следующий день, 14 февраля, назначает мне частную аудиенцию. В нашем разговоре он предложил мне три варианта: либо остаться в монастыре, либо в тибетской общине, либо жить в гостинице. Тогда я решила на полгода остаться в общине. На деньги Его Святейшества я два месяца пробыла в Непале, путешествовала по всей Индии.
После встречи с далай-ламой мне выдали сертификат, сказав, если мне понадобятся помощь, ночлег, то стоит показать его любому буддисту – и я буду всем обеспечена. Кстати, после этого по общине прошел слух, что пришло воплощение очень сильного тибетского ламы. Тибетцы стали при виде меня простираться, а дороги там пыльные. Объяснять каждому, что я не воплощение, – бесполезно, будут думать, мол, какая скромная и добродетельная! Тогда я заказала у портного розовые штанишки с воланами, подвязала по-пиратски платок и прошлась по улицам с песней, ударяя в барабан. Тибетцы посмотрели на меня и поняли, что никакой тибетский лама не позволит себе такого поведения!
За 10 лет путешествий Светлана не встретила ни одного пьяного на своем пути. Опасные моменты и испытания были, но они исходили не от людей.
– Как-то в Непале иду через джунгли в монастырь, который находится на вершине горы. Был период муссонных дождей – скользко, я, держась за ветки деревьев, поднимаюсь и вдруг слышу внутренний голос: осторожно, змея! Я замерла в шаге от нее.
Мне кажется, все зависит от человека. Если бы я шла уставшая и сломленная, может, и людей таких же встречала.
В Монголию – по зову сверху
В некоторых странах Светлана была по нескольку раз, например, в Монголии. И одно из ее путешествий туда началось очень интересно.
– В Тибете есть высокогорное озеро Нам-Цо, где в пещере жила одинокая монашка. Когда я уходила от нее, она вытащила коробочку, набитую фотографиями далай-ламы. Она их целовала и говорила: “Скажи, когда ты его в следующий раз увидишь, что я здесь живу одна 12 лет и очень его люблю”, и попросила передать ему письмо. Я согласилась и забыла об этом. Кстати, для меня это стало уроком, больше я не даю обещаний.
Через год я оказалась у друзей в Сибири. Сижу вяжу шарфик и вдруг вскакиваю: “Мне надо в Монголию!”. Друзья говорят: “Ты же была там!”. Но я, даже до конца не понимая, что меня опять туда зовет, беру только паспорт и рюкзак, приезжаю в Улан-Батор. Оказавшись на вокзале, думаю: “И что мне тут делать?”. Через время появляется толпа бурятских женщин, и до меня доносится их разговор: “Его Святейшество прилетает сегодня вечером из Амстердама, Россия визу не дала”. Я подхожу и спрашиваю: “Вы, случайно, не о далай-ламе говорите?”. Они: “Да. Все буддисты собираются в Улан-Баторе”. Так, думаю, теперь все понятно – настала пора выполнить обещание.
Я пришла на встречу с далай-ламой во Дворец культуры. Там эти женщины познакомили меня с хамбо-ламой (глава буддистов Бурятии, Тывы и Калмыкии). Рядом стоял переводчик, который рассказал, что завтра будет встреча с Его Святейшеством в индийском посольстве. Я через него передаю письмо-просьбу той монашки. “Маленький курьер передал письмо маленькой монашки, до свидания!”
Дорога сама ее выбирает
Ума всегда идет по зову души, она полностью доверяет своим ощущениям и направляется в ту сторону, куда ей велит внутренний голос.
– Как правило, путешествие начинается с того, что я понимаю, в какую страну надо мне попасть в первую очередь, а дальнейший сценарий спускается мне уже на месте. Сейчас я предполагаю доплыть на пароме до Баку. Далее через Нахичевань, а может, через Грузию – в Турцию. Собираюсь в Иран, на Кипр… Хочу попасть в Саудовскую Аравию, если получится. Там есть такое правило, что женщина одна не путешествует – должен быть либо сопровождающий ее мужчина, либо группа женщин.
25 июня Светлане Отурбековой исполнится 59 лет. “Пока есть силы, буду путешествовать и служить людям”, – говорит эта маленькая женщина с широкой душой.
Марина ХЕГАЙ