Достаток у нас давно не считается недостатком. Сергей Туник об итогах недели - Караван
  • $ 529.65
  • 544.64
-7 °C
Алматы
2025 Год
16 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Достаток у нас давно не считается недостатком. Сергей Туник об итогах недели

Достаток у нас давно не считается недостатком. Сергей Туник об итогах недели

“Чтобы прыгнуть – надо разбежаться. А чтобы разбежаться – надо отойти назад”. Эту мудрость однажды высказал известный футболист и тренер Олег Романцев. Но как далеко надо отойти, чтобы прыгнуть выше и дальше? На заседании правительства во вторник министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы сказал, что его министерство работает над поправками в законы, которые предусматривают введение уголовной ответственности за применение допинга.

  • 8 Сентября 2018
  • 298
Фото - Caravan.kz

Отличный старт! Но у меня пара вопросов. Уголовный кодекс подразумевает длинную и разнообразную линейку наказаний: от реальной отсидки за забором с вышками до пробации и штрафов неподъемной тяжести, которые не каждый Илья Ильин осилит. Интересно также, будет ли кара зависеть от сорта и вида допинга? Продолжительности его применения, количества завоеванных медалей на зарубежных соревнованиях и наград от правительства в виде премий, квартир и машин? И подлежит ли все это добро конфискации в доход государства?

Я к тому, что, если атлета поймали на употреблении запрещенных препаратов, об этом тут же узнает весь мир.

А это удар по имиджу не столько самого спортсмена, сколько по имиджу страны, флагом которой он размахивает после победы, не важно – на ринге, помосте, беговой дорожке или лыжне.

Несколько лет назад на канале “Euronews” прошел сюжет, в котором показали, как в каком-то африканском ауле провожали на Олимпиаду какого-то бегуна. Последовательно зарезали петуха, козла и змею. И посланец, выпучив глаза, выпил кровь этих тварей, слитую в один бокал. Это тоже допинг или что-то покруче?

Или взятка. Я считаю, что это тоже допинг.

Потому что она создает такие подпольные движняки, которые легальному бизнесу ни разу не снились. Понятно, что процесс передачи денег проходит не на стадионах и не сопровождается восторженными воплями десятков тысяч болельщиков: “Давай еще!.. Оле-оле!.. Отдавай дальше, пасуй вперед!.. Не тому пасуешь!.. Судья – не натурал!..”.

Да, во вторник же экс-акиму Атбасарского района Акмолинской области Андрею Никишову суд дал “десятку” в колонии средней безопасности – за взятки и растрату вверенного чужого имущества. Суть дела. Весной начались паводки. Понятно, что нужны конторы, которые начнут ремонтировать дороги, очищать русла рек, укреплять дамбы и заниматься прочими послепотопными процедурами. Но все это было организовано мимо госзакупок – все договоры г-н Никишов и его ОПГ заключали с аффилированными компаниями.

Не знаю, если бы Андрей Николаевич принес в жертву соседского кота – глядишь, пронесло бы влегкую. А так… Кстати, заместителю Никишова – Серкебаеву – дали 8 лет. Остальным подельникам по делу – штрафы от 16 миллионов тенге и 59,9 миллиона тенге. Подсаживаться на такой допинг дорогого стоит. Подтверждения прилетели на неделе от Нацбюро по противодействию коррупции.

Сначала на вымогательстве взятки хлопнули шефа департамента госдоходов по Павлодарской области Ернура Байгурманова – якобы он потребовал 100 тысяч долларов от экибастузского бизнесмена и мецената Тасбулата Абгужинова.

Местные относятся к нему сильно неоднозначно: там допинг другого свойства – от неоднозначного поведения сыновей до неуплаты налогов. Пока дяди играют – бюджет страдает

Не знаю, какого размера были глаза у оперативников, когда они обнаружили в квартире г-на Байгурманова 160 тысяч долларов, 10 миллионов тенге и почти десяток швейцарских часов – не китайские подделки, конечно. Подозреваю, УК РК он до конца так и не дочитал. Может, потому что много будешь знать – сильно расстроишься? Или рассчитывал на медаль “За отвагу при побеге”?

Листаю Уголовный кодекс: “Получение взятки в особо крупном размере”. Кара – “от 70 до 80-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать должности в госорганах”. Смущает ключевое слово “либо”. Если чиновник откупится – то может вернуться на госслужбу? Значит, прав тренер Романцев: “Чтобы прыгнуть – надо разбежаться. А чтобы разбежаться – надо отойти назад”?

Да, во вторник же Нацбюро сообщило, что хлопнуло руководителя АО “КазАгроФинанс” по Костанайской области.

Его подозревают “в получении взяток на системной основе от сельхозпроизводителей за ускоренное положительное решение вопроса по финансированию приобретения сельхозтехники и оборудования… Общая сумма взяток составляет более миллиона тенге”. Копейки по сравнению с предыдущим примером? И какую цену откупных выставит суд?

Высокая должность – не только большие бонусы. Это и большие риски.

Что скрывать: достаток у нас давно не считается недостатком, которого следует стыдиться. Только, конечно, если он заработан честным порядком. Как и медали на спортивных соревнованиях. Поэтому считаю, что идея министра Мухамеди­улы – верная.

Алматы