В нынешней Алматинской области есть удивительное село, прежде считавшееся городом и подарившее миру немало славных имен, среди которых особое место занимает имя поэта Ильяса Жансугурова.
Но автор бессмертного “Кулагера” был не единственным человеком, которого природа Жетысу вдохновила на поэтические строки. Одним из таких был и друг Ильяса Макей Еркинбеков.
Пять красных тетрадей, исписанных от корки до корки, в 1975 году отнес в музей Талды-Кургана его племянник, решивший, что там они будут целее, а когда-нибудь эти произведения увидят свет.
Однако прошли годы, и внучка Бакыт, решившая опубликовать книгу стихов деда, не нашла этих тетрадей.
Из поколения в поколение
– Бакыт, для казахов традиционно, когда из поколения в поколение передаются рассказы, воспоминания о своих прадедах…
– С малых лет мы видели портрет, висевший у нас дома, и всегда отец говорил: “Вот дедушка Макей”. Мы знали, что он жил и работал в нелегкие 20–30-е годы. Отец рассказывал, что дед писал шежіре (генеалогия, родословная) нашей семьи. Со временем мы исследовали генеалогическое древо сами и решили издать. Через одного родственника передали шежіре Шоте Валиханову (известный советский и казахстанский скульптор, председатель Республиканского общества охраны памятников истории и культуры), и он опубликовал шежіре в газете “Ана тілі”.
– В одной из публикаций указано, что ваш дед – потомок хана Жангира. Это так?
– Нет, Жанибек-хана. Во многих публикациях это подтверждается. И шежіре могу показать.
– Ваш дед имел отношение к той самой знаменитой школе “Мамания”? (Школа-медресе была открыта в 1899 году меценатом Маман-бием и его сыновьями. Отсюда позже и возникло ее название.) В ней учились поэт Ильяс Жансугуров, известный общественный и государственный деятель Билял Сулеев…
– Да, дед там работал.
– А где учился сам?
– Учился он в татарской школе в Капале. В то время он назывался Капал-кала. Его отец Еркинбек отвел туда в 1905 году, во 2-й класс.
Знаю, что он владел арабским и русским языками: в музее хранятся некоторые записи, переписка и документы. Ильяс ДЖАНСУГУРОВ: Жизнь, поэзия, любовь
– С “Мамании” идет его дружба с Ильясом Жансугуровым?
– Да.
– А Ильяс знал о том, что ваш дед пишет стихи?
– Думаю, да. Дедушка Макей писал поэтические зарисовки, о которых знал Ильяс.
– Однако при жизни деда ни одна книга с его стихами не была опубликована?
– Остались рукописи, тетради. Я не знаю их содержание, предполагаю, что тогда, наверное, трудно было их издать.
– А вы так и не нашли те тетради, которые были сданы в музей в 1975 году?
– К сожалению, их след затерялся. Видимо, кто-то хотел их издать, чтобы он признание получил, и где-то эти рукописи хранятся. О том, что такие тетради были, мы узнали из архивных документов.
Дело жизни
Поэзия была лишь одной страницей в жизни Макея Еркинбекова. Ему полностью подходит поговорка: “Где родился – там и пригодился”. Г
лавным делом для него стало просвещение. Сначала учитель в начальной школе, потом ее директор.
Тридцатые годы выдались суровыми. Репрессии, голод не обошли стороной и Семиречье. Часть земляков бежала за рубеж. Макей остался на родине, и в 1939 году в автобиографии он подчеркнул: “Никто из моих родственников не убежал за границу”. Возможно, этот факт помог ему избежать репрессий, которым подверглись многие, в том числе и его друг Ильяс Жансугуров.
Голод выкашивал целые семьи, и в Жетысу появилось огромное количество детей, оставшихся без родителей. Макей работал в детдоме Аксу, а позже, в 1936 году, его назначили директором детдома в Карасу.
По воспоминаниям аксакалов, Макей Еркинбеков заменил обездоленным детям отца, став их наставником, родителем.
Вместе с ними он сажал огород, ухаживал за скотом, который выручал в те тяжелые времена. Следил за тем, чтобы старшие дети не обижали младших. Среди его воспитанников много известных сегодня людей. Например, археолог Бекен (Бекмуxанбет) Нурмуханбетов, открывший Золотого человека, дед нынешнего председателя КНБ Карима Масимова – Масим и многие другие.
38 воспитанников Макея Еркинбекова сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
…В 2020 году исполнится 125 лет со дня рождения Макея Еркинбекова. К этой дате готовится выход документального фильма, который снимает кинорежиссер Калила Умаров. Одна из улиц в Жансугурове названа его именем.
Вернуть забытое имя – это то, что движет сейчас потомками Макея.
Но они хотят узнать и о его творческом наследии, найти утерянные рукописи. Хотелось бы, чтобы у них это получилось.