– Сегодня постройки, осуществленные по вашим проектам, можно найти почти в любом городе Казахстана. А какая из них вам наиболее дорога?
– Каждая из возведенных в Казахстане построек, в основе которых содержатся мои проект и замысел, одинаково любима и дорога моему сердцу. Но я могу выделить, к примеру, глиняные экологические дома, которые были построены в Кызылординской области еще в 1991 году. Я рад, что эти дешевые экологические жилища, возведенные 20 лет назад, до сих пор сохранились и при этом остались востребованными среди местного населения.
К тому же мне очень дороги работы, украшающие Алматы. Скажем, над “Пространственной композицией”, установленной на улице Тулебаева, я работал больше трех лет, а на создание скульптурно-архитектурной композиции “Асык удачи”, расположенной на проспекте Сейфуллина перед Музеем спорта и туризма, ушло почти четыре года.
– Что такое, по-вашему, хороший дом? Можете назвать основные критерии?
– Есть “три кита”, на которых стоит современный дом и в котором поселяется счастье. Первый – месторасположение. В частности, дом должен быть ориентирован так, чтобы солнце не мешало, но в то же время всегда было светло там, где мы находимся основное время. Второй важный момент – планировочное решение. Я не буду углубляться в детали строительства, говорить про гидроизоляцию и прочее, мое кредо: дом должен быть правильным, технически правильным. И, наконец, размеры этого дома. Большой дом не всегда большой плюс, иногда это даже большой минус. И дело не в затратах, просто слишком большой дом может превратиться, например, в холодный замок.
– Легко ли быть архитектором в Казахстане?
– Казахстан сегодня имеет все возможности быть очень привлекательным. И пусть архитектурный облик сегодня не на 100 процентов правильный, но в любом случае у нынешнего поколения молодых казахстанских архитекторов есть возможность заявить о себе и сделать внешний облик нашей страны еще лучше.
– То есть современной казахстанской архитектурой вы не совсем довольны?
– По большому счету, она неплоха. Хотя архитектура наших городов, а самое главное – нашей новой столицы, могла бы быть более национальной, что ли. Колоритной, не такой прозападной, как она порой выглядит со стороны.
– Многие западные архитекторы, приезжая в нашу страну, жаловались, что в Казахстане трудно работать. Что вы об этом думаете?
– Странно. Зачем ехать работать в страну, чтобы на нее жаловаться? Я вижу в Казахстане только перспективы. Честно говоря, я не волнуюсь относительно того, как все будет развиваться, будет ли лучше, будет ли хуже, потому что вижу изменения к лучшему. Я в них тоже участвую, делаю, что умею.
Арсен НУРТАЗИН, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана