Где бы они ни останавливались на своем байке, взрослые замедляют шаг и оборачиваются, а дети кидаются к ним с удивленно-восторженными воплями. В антитравматических “доспехах” военнослужащий запаса Дмитрий Калакуцкий и его супруга Любовь весьма похожи на… космических монстров. Выехав из Санкт-Петербурга в начале августа, они проехали российские Владимир, Ульяновск, Оренбург, столицу Казахстана Астану, Байконыр, Шымкент. Оценили Капшагай, суету Алматы и сонное спокойствие Талдыкоргана. Заскочили по пути в Кыргызстан. И все это на двух колесах дорожного мотоцикла BMW-R1150AS.
– Я не знаю, как жил в путешествиях наш Дмитрий Петрухин, объехавший весь мир на мотоцикле, но могу представить особенности вашего трипа. Неужели это вообще возможно на мотоцикле?
– Ну а я не смог бы этого сделать на автомобиле. А посмотреть мир хочется – за годы службы я только эту службу и видел. Мотоцикл – это философия, пузатый, бородатый и поддатый мужик в коже – это образ байкера из анекдотов. Байкерские тусовки, как и клубы, есть и у вас в Казахстане. Но мы с женой, наверное, не байкеры. Мы путешественники.
Специфика мотоциклетного путешествия, конечно же, существует: приходится брать с собой палатку и спальники, быть готовыми заночевать в поле или лесу.
Это несколько раз и случалось. Но в большинстве случаев мы планировали “нормальный” ночлег не из-за желания непременно уснуть под крышей и в кроватях, человек на самом деле существо весьма неприхотливое. А потому что почти каждый день нам необходимо заряжать два фотоаппарата, ноутбук, телефоны. Том, где твой дом?
День на мотоцикле – это не пытка. Километров 100–200 проехали – остановились и отдохнули.
Поэтому 600–700 километров за световой день – это в среднем. Могли бы и больше, но есть ограничения скорости, дождь вдруг пошел, сильный боковой ветер, однажды в пыльную бурю попали… А если удалось разогнаться – тоже будь готов. На скорости 120 км/ч попадает обыкновенная муха в стекло шлема – такое ощущение, что большой булыжник прилетел.
– Несколько тысяч километров дорог трех государств с точки зрения мотоциклиста…
– И в Казахстане, и в России дороги, грубо говоря, одинаковые – есть, конечно, и хорошие участки, но в большинстве своем из серии “ехать можно, и то хорошо”. В обеих наших странах идет их ремонт. Ехали как-то по дороге, ведущей к золотоносному руднику, который разрабатывают американцы. Она насыпная, из гравия, но едешь, как по асфальту.
Запомнились дороги и в Кыргызстане: донельзя разбитый участок трассы, и по обе стороны шиномонтажки, СТО, костоправы… Начинается более ровный отрезок – и все это исчезло!
Приятно удивило, что границу всегда мы проходили быстро, без каких-либо проблем. То же самое с полицией – редко видели гаишников на трассе. Остановили в Казахстане всего один раз – и то после того, как я превысил скорость.
Порадовало то, что именно у вас на трассах много площадок для отдыха и практически на каждой есть туалет. А кое-где даже душ. В России с этим сервисом похуже.
– А ваш, мягко говоря, экзотический внешний вид – что там Дмитрий Петрухин в своей вечной шляпе!
– Это самая обычная дорожная экипировка. Защищает практически все части тела. При падении на скорости, конечно, не спасет, но процентов на 50 силу удара смягчит. Полностью все это на себя натянуть и пристегнуть – дело долгое и нудное, поэтому в течение дня, где бы мы ни оказались и чем бы ни пришлось заниматься, экипировку не снимаем. Народ вокруг реагирует весьма неоднозначно, особенно дети. Сколько раз нас просили сфотографироваться в любой из трех стран!
В России продавщица в магазине, неожиданно ко мне обернувшаяся, чуть в обморок не упала. Жена даже шлем не снимала, чтобы, например, заплатить на заправке за бензин, – представляю, что о ней там успевали подумать!
Вот смотрите: даже летом я езжу в специальных перчатках, которые сделаны, как самые настоящие кастеты. Но это ведь не байкерский выпендреж – при падении они спасут пальцы и ладони, а иначе обдерешь их даже не до мяса, а до кости. Ну а имидж Дмитрия Петрухина в неизменной шляпе, с которым лично знакомы, – это, скорее всего, постановочное видео для телевизионных новостей. Думаю, что в своих странствиях он одевался так же, как и мы.
– Кстати, при падении с мотоцикла или с мотоциклом есть ли шанс не остаться калекой?
– Оба мы падали с мотоцикла или вместе с ним – не так страшен черт. При падении набок мотоцикл опирается на цилиндры, подножки – так что и водителя, и пассажира он своими 200 килограммами никак не придавит. Упасть на скорости или врезаться лоб в лоб сложно – если, конечно, сам не постараешься. За рулем вряд ли уснешь, обзор гораздо лучше, чем в машине, да и габариты – разве их можно сравнить с размерами автомобиля! Поэтому мотоциклистов на трассе не любят и нередко угнетают – из-за размеров мы часто появляемся совершенно неожиданно и можем проехать там, где другие долго еще будут стоять.
– А что касается верной спутницы… За рулем хотя бы есть чем заняться, но часами сидеть, практически не шевелясь, на заднем сиденье…
– Абсолютно нормально. Смотришь по сторонам. Видео снимаешь короткие. Как бы я ни устала – а устаешь на самом деле сильно – снова хочется дальше и дальше.
– У вас нашлись спонсоры на столь долгое путешествие?
– Семейный доход – зарплата преподавателя и моя военная пенсия – минимальная, кстати говоря. Потихоньку откладывали целый год, маршрут просчитывали очень тщательно. Вот он, распечатанный на бумаге, выверенный до дня. Связывались заранее с байкерскими клубами в России и Казахстане. Друзей у меня много в обеих странах – и с этим расчетом тоже прокладывался маршрут. Но сейчас уже ясно, что все намеченное посетить не сможем: только мы стартовали, как в России подскочили цены на бензин. Покажите свою юрту: чем Казахстан понравился сингапурцу
– Что запомнилось в столь долгой дороге?
– Люди. Благожелательное отношение. Даже при встрече с официальными лицами – на границе, к примеру, или с гаишниками – обычно всё заканчивалось вопросами: “сколько стоит такой”, “сколько жрет”, “сколько прет”. Запомнился Кыргызстан – только там мы не раз понимали: ты въехал в населенный пункт, потому что начались дома. Или указатель с названием поселка есть, а с окончанием его границы – нет. Только там видели, как на улицах, в том месте, где должна быть автобусная остановка, стоят… мусорные баки.
Запомнилось, как шли мы в полной своей экипировке к очень красивому водопаду. Мотоцикл оставили – слишком крутой подъем. Жарко, тяжело, вода закончилась, мы в доспехах. Из проезжающих машин местные кричат, свистят, фотографируют нагло, и хоть бы кто-нибудь предложил подвезти!
Пару раз притормаживали автомобили – приветствовали вежливо, но в них не было места. Оба раза это были машины с казахстанскими номерами. Запомнилась байкерская гостиница: представьте себе – комната, голый пол и шлемы по стенам висят… В другой гостинице номер забронировали за полгода по Интернету. Приезжаем, а нам: “Номеров нет”. “Как так, а бронь?” – “Ну а что же вы не позвонили перед приездом?!”. Капец!
Запомнились две фразы на Байконуре: “Сегодня у нас прохладно, всего лишь плюс 43. Вчера было 52”.
– Что дальше?
– А вот теперь все то же самое – только до дома, до окрестностей Санкт-Петербурга. В следующем году планируем съездить в Грузию…
Алматинская область