Пришли и жалуются - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пришли и жалуются

Пришли и жалуются

В Восточном Казахстане в сфере госзакупок появилось ноу-хау: тендеры “ломают” компании-пустышки, не имеющие ни производственной базы, ни штата.

  • 30 Августа 2018
  • 319
Фото - Caravan.kz

Тактика и стратегия

О новом “региональном компоненте” этим летом рассказали в управлении по государственным закупкам и коммунальной собственности Восточного Казахстана. В сегменте тендеров на строительные работы доля предприятий-пустышек достигает уже 20–25 процентов.

Тактика у них такая: компании заявляются на конкурсы как потенциальные поставщики, понятное дело, проигрывают. Но сразу, едва становятся известны результаты тендера, мчатся с жалобами во все подряд инстанции.

Зачем? Как предположили в управлении, с целью своеобразного шантажа. Пока по их жалобам ведутся проверки, предприятие-победитель не может приступить к работам. В итоге под угрозой оказываются проектные сроки, а это в свою очередь чревато огромными штрафами и занесением в черный список недобросовестных поставщиков.

Предприятия иногда приходят к выводу, что им проще откупиться от профессиональных жалобщиков.

– Раньше, чтобы участвовать в наших закупках – а у нас они самые дорогостоящие, – необходимо было подтвердить квалификацию сотрудников предприятия, наличие оборудования, техники, – сообщили в ходе пресс-конференции представители облуправления по госзакупкам и коммунальной собственности. – С этого года в правилах госзакупок появились изменения. Все, что сейчас нужно, это подтвердить опыт работы, приложить лицензию и банковскую гарантию. Приходят фирмы-однодневки, просматривают другие заявки.

А после подведения итогов конкурса начинают тормозить процесс, жалуются, подают в суды иски. Хотя у них нет ни лицензии, ни банковской гарантии.

То есть они обычные мошенники. Конкурс, рассчитанный примерно на 45 дней, растягивается на полгода и больше.

Как отметили специалисты, в законодательстве не предусмотрено наказание за подобную штамповку жалоб. В судах “пустышки” пользуются тем, что можно инициировать разбирательство, заплатив только госпошлину. В целом масштаб нового явления заставил руководство ВКО обратиться в правительство с предложением лишить компании, не предоставившие обеспечение заявки и лицензию, права просматривать чужие пакеты документов, а также права жаловаться. Кроме того, минфину предложено сократить сроки рассмотрения дел госаудитом и судами. Бихевиоризм как метод "Казахинвеста" охоты за кошельками

Цели и средства

Любопытно, что в департаменте внутреннего государственного аудита по Восточному Казахстану также отметили начавшуюся с 2017 года практику подачи жалоб отдельными потенциальными поставщиками с последующим их отзывом.

– К нам в 2017 году поступило 76 жалоб от 36 юридических и 4 физических лиц с последующим их отзывом, – рассказали в департаменте. – За 6 месяцев текущего года таких жалоб подано 29 от 14 юридических и 4 физических лиц. Мы не вправе рассуждать, делается ли это с целью затягивания процедур конкурса. В любом случае при рассмотрении департамент придерживается порядка и сроков, предусмотренных законодательством.

Но, согласитесь, если потенциальный поставщик сначала подает жалобу, а потом ее отзывает, явно есть почва для вопроса: с какой целью это делается?

Всего за первые шесть месяцев этого года в облдепартамент внутреннего государственного аудита поступило около 800 жалоб, из которых по 414 вынесен отказ. Для сравнения: за аналогичный период 2017 года количество жалоб составило 664.

– В феврале областная прокуратура проинформировала о двух ТОО, подавших фиктивные платежные поручения в счет обеспечения конкурсных заявок, – рассказали в департаменте. – Банки тоже подтвердили такой факт. Также прокуратура указала, что у данных компаний нет необходимых лицензий и материально-трудовых ресурсов, но при этом они активно направляют жалобы и тем самым усложняют процесс конкурсов. Мы приняли информацию во внимание и при камеральном контроле в отдельных случаях теперь просим подтвердить поступление средств в обеспечение конкурсных заявок.

Впрочем, судя по данным государственных аудиторов, немало удивительного также в действиях организаторов госзакупок.

В числе характерных нарушений специалисты называют неправомерные допуск или отклонение заявок потенциальных поставщиков, неправомерное применение или игнорирование условных скидок, внесение в конкурсную документацию не предусмотренных законодательством квалификационных требований или невыполнимых сроков. К примеру, в этом году в первом полугодии из 85 лотов камерального контроля в 31 случае (36 процентов) установлено неправомерное отклонение заявок потенциальных поставщиков.

– Это приводит к сужению конкурсной среды, – пояснили специалисты. – Камеральный контроль показывает, что организаторы конкурсов стараются признать их несостоявшимися, допускают только одного участника. В дальнейшем принимается решение о проведении закупок способом из одного источника.

Согласно данным веб-портала, в этом году только из 15 конкурсов, объявленных на небольшие суммы, по 8 определен победитель на конкурентной основе.

Семь конкурсов на значительные суммы признаны несостоявшимися, так как из 6–14 участников в итоге оказался допущен всего один. Мы направили уведомления, но они были обжалованы и отменены судебными решениями.  В Кызылорде разразился очередной скандал с госзакупками технических средств для инвалидов

Помнится, еще в прошлом году руководитель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев с возмущением отмечал: закупки из одного источника создают предпосылки коррупционных рисков в виде завышения стоимости товаров, работ и услуг и отсутствия конкурентной среды. Но вот какие данные приводит Восточно-Казахстанский облдепартамент госаудита: если в 2016 году доля закупок из одного источника (от всего объема госзакупок) составляла 76 процентов, то в 2017-м уже 80,5 процента.

Причем чаще всего организаторы просто заключали с поставщиком прямой договор. Думается, здесь даже комментировать нечего.

Всего в прошлом году специалисты департамента выявили в ходе аудита госзакупок нарушений на сумму почти 18 миллиардов тенге и еще на 76,4 миллиарда путем камерального контроля.

В этом году к лету аудиторские проверки нашли “косяков” больше чем на 4 миллиарда и в ходе камерального контроля – на 14 миллиардов тенге.

Вроде бы можно говорить, что ситуация улучшается. Вот только непонятно, стоит ли радоваться таким цифрам.

Усть-Каменогорск