В воспоминаниях детства 21-летнего парня – всегда пьяная мать, постоянные гости и драки в родном доме, голод. А еще – как вместе с младшим братом и сестренкой просили приют и еду у соседей. Потом была странная смерть отчима. Родного отца Павел не знал, им для него был мамин муж – отец младшего брата и сестры. Он скончался от ножевой раны. Павел говорит, что рану на его глазах отчиму в пылу очередного скандала нанесла мать.
Когда ее лишили родительских прав, Пашу разлучили с братом и сестрой. Мальчиков разбросали по разным детдомам, а про девочку вообще забыли. Она осталась с матерью, пока та не стала жертвой пьяного дебоша. Брата с сестрой со временем взяли к себе их родные дедушка с бабушкой. Павел в детдоме каждый день ждал, что его тоже кто-нибудь усыновит, но так никто и не пришел.
После детского дома он окончил профшколу для сирот, стал дипломированным мастером лесного хозяйства. А после перед молодым специалистом открылись двери в самостоятельную жизнь. Вернее, он оказался брошенным на произвол судьбы.
С дипломом, мечтами учиться дальше, работать он из профшколы поехал в Петропавловск. Дверь квартиры, где прошло детство, открыли незнакомые люди. И снова, как в детстве, вся надежда была на соседей. Тетя Люба Фирулева сразу узнала гостя и не потребовала совершенно чужого человека закрыть дверь с той стороны. В ее малогабаритной однушке вместе с семьей тети Любы Паша живет уже почти год. Основной доход в этой семье – пенсия Любови Фирулевой по инвалидности – в молодости на работе она потеряла руку. Муж попал под сокращение. Павла же без прописки берут только грузчиком, в основном нелегально, рассчитываются не всегда. Но он не сдался, решил получить образование. Насколько же законно жилье умерших родителей Павла и его брата с сестрой оказалось в чужих руках, сейчас выясняет суд.
Теперь Паша уже не считает себя сиротой. Брат с сестрой, оказывается, живут неподалеку, в пригороде. А соседка тетя Люба стала в его жизни самым родным человеком.
P.S. 24 мая Петропавловский городской суд вынес решение о возврате родительской квартиры сиротам: граждане, занявшие квартиру благодаря обмену с их матерью около 10 лет назад, проживали там незаконно и подлежат выселению без предоставления жилья.
Инна ЛОПАТКО, фото автора, Петропавловск