Хорошо быть кисою…
Александр БАЙТЛЕР предлагает казахстанским бизнесменам присмотреться к мобильному заводу, который под ключ берется смонтировать его предприятие. Такой мини-завод внешне представляет морской контейнер, который можно прицепить при помощи седловой пары к трактору или седельному тягачу и путешествовать по стране в поисках соломы и сена. Внутри же контейнера установлена автоматизированная линия переработки растительного сырья в гранулы. За час установка может переработать тонну соломы. И, как уверяет бизнесмен, выгодным это начинание может стать для всех.
Он уже много лет живет в Германии, но в Казахстане у него остались друзья и родственники, к которым он периодически приезжает в гости.
– Выехали мы с другом на машине из Астаны в Павлодар. По дороге, естественно, остановились по физиологической нужде. Я промолчу о том, как придорожный туалет выглядел, в конце концов он и не должен быть произведением архитектурного искусства, но запах… По мне, так туда только в противогазе заходить можно, и то ненадолго, – говорит бизнесмен из Германии.
Он отмечает, что такие туалеты – это проблема всего СНГ. Но ее можно решить. А вместе с ней – парочку других.
– Вся Европа в последние годы делает попытки перехода на сухие туалеты. Это, по сути, те же биотулеты, но заполненные гранулами. Они замечательно поглощают запах и влагу, – рассказывает он.
Справедливость этого утверждения может подтвердить любой кошатник: в последнее время именно прессованные в гранулы опилки стали самым популярным наполнителем кошачьих туалетов. С ними лоток не пахнет несколько недель.
Солому – в дело
Но где в Казахстане взять столько опилок? Как уверяет Александр Байтлер, у него на предприятии давным-давно делают прессованные гранулы, или по-научному – пеллеты, из чего угодно: солома, сорная трава – в дело идет любая ненужная остальным переработчикам растительность.
– Вот, например, в Казахстане многие животноводы мучаются из-за ковыля в период его созревания. Семена некоторых его видов ранят животным ротовую полость, набиваются в шерсть и, раскручиваясь, шильями вонзаются в тело. Особенно от ковыльных зерновок достается овцам. Изнурительный зуд, отсутствие аппетита могут привести к истощению и даже падежу скота. Вот почему чабаны остерегаются выпасать отары на колосистых ковылях. При этом существуют периоды, когда его косить запрещено. Но и потом на тех участках, где есть ковыль, сено не заготовишь – он мешает. А если всё скосить и переработать в гранулы? Такое сено уйдет на корм полностью, – объясняет бизнесмен.
Как уверяет Александр Байтлер, такая переработка будет выгодна всем: затраты на производство одного килограмма сенных гранул в рамках мобильного завода – 17 тенге, а продать тот килограмм можно за 38 тенге.
Своевременный укос может со временем вообще искоренить ту или иную сорную растительность. Это актуально, например, для России, которая давно и без особого успеха борется с борщевиком.
Когда для пользы дела идет всё
А сами гранулы могут стать потом вполне сносным кормом, подстилкой, топливом или удобрением. Если их использовать в качестве подстилки для скота или птицы, то потом можно вывозить на поля как источник органики. Да что там, после человека тоже можно…
– Сами по себе фекалии любого существа – это высококонцентрированный яд для почвы. Не знаю, как происходит утилизация канализационных отходов в Казахстане, но в Европе это – одна из очень важных экологических проблем. Если эти отходы, пусть даже очень разбавленные водой, просто утилизировать на поля, то они все равно при испарении влаги образуют тонкую пленку агрессивной среды в почве и, накапливаясь, разрушают баланс микрофлоры на долгие годы. Я уже не говорю о том, что любой полигон – бомба замедленного действия для региона, потому что фильтрат может попасть в грунтовые воды, а через них – в любой открытый водоем. Если же фильтрат и илы канализационных отходов разбавлять водой и потом смешивать с пеллетами, то их концентрация не будет превышать допустимых норм, следовательно, получаемый гумус в результате простейшей переработки станет хорошим органическим удобрением, – объясняет Александр нюансы.
И витамин, и прививка
Вообще, как уверяет бизнесмен, у пеллет может быть множество применений. Если во время гранулирования в процесс добавить витамины, то они могут стать прекрасным вариантом комбикорма для птиц и животных. И применение им найдется не только в сельском хозяйстве.
– Насколько я знаю, в Казахстане и России периодически возникает проблема падежа сайгаков от пастереллеза. Не буду углубляться в то, как происходит заражение, опишу лишь общепринятый способ борьбы. Традиционно на пути миграции сайги к местам окота с самолетов распыляется противовирусный препарат – суспензия. Она оседает на сухостое, сайгак, поедая его, получает своего рода прививку. Но это огромные деньги, которые порой отсутствуют в достаточном объеме у государства. А если этот препарат добавлять при гранулировании сена и затем, заранее установив кормушки, разместить их по пути миграции животного? В сенных гранулах питательность сохраняется в полном объеме до года, то есть животное при отсутствии зеленого покрова и, следовательно, протеина в любом случае их съест. А съев, получит прививку от опасной болезни и дополнительное количество энергии, что усилит иммунную систему сайгаков, – говорит Байтлер.
Впрочем, о пользе гранул в Казахстане хорошо знают – в стране даже строились подобного рода заводы, правда стационарные. Но бизнес-идея провалилась: производственным мощностям просто не хватило сырья. Возможно, мобильный мини-завод сможет избежать этой участи.
АСТАНА