20 августа в СМИ появилась информация, что Казахстан вводит запрет на ввоз российского бензина.
Министр энергетики Казахстана подписал приказ от 3 июля 2018 года «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации». Согласно документу, ввоз топлива из России будет ограничен в течение трех месяцев.
Ранее вице-министр энергетики РК Болат Акшолаков рассказал, что в Казахстане нет потребности в АИ-92, также отметил, что запрет на ввоз топлива на территорию РК выгоден для россиян.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, дабы он рассказал, каких цен на бензин ожидать казахстанцам этой осенью.
— Как вы считаете, в связи с чем принято такое решение?
— У нас есть такое понятие, как традиционный сентябрьский бензиновый кризис, который существует уже много лет и, несмотря на все предпринимаемые меры, как обычно, застает всех врасплох. С одной стороны, правительство не хочет повышения цен, с другой — наши нефтеперерабатывающие заводы, которые ухитряются некстати встать на модернизацию.
Создается впечатление очередной полной дезорганизации. На алматинском рынке ГСМ количество игроков, мягко говоря, ограниченно, и при этом кризис случается периодически. Не утверждаю, но возникает ощущение, что это происходит искусственно.
Этой теме не год, не два, а уже даже несколько десятилетий, и возникает она регулярно. Я не помню года, чтобы бензинового кризиса у нас не было.
— Насколько сильно этот запрет скажется на ценах на бензин в Казахстане?
— У нас есть установленный уровень предельных цен, будут ориентироваться на эти показатели. Когда цены ограничены, а товара не хватает – возникает дефицит. При этом меры по недопущению дефицита у нас толком не принимаются.
Я не могу судить, насколько необходим запрет на ввоз российского топлива, но их бензин у нас стоит дороже, при этом продавать его ниже себестоимости никто не собирается. К сожалению, есть люди, которым выгодны более высокая цена и регулярное извлечение прибыли из рынка.
— То есть бензин может серьезно подорожать?
— Удорожание топлива у нас происходит регулярно, причем без привязки к внутреннему рынку и производству.
— Как это решение скажется на экономике нашей страны?
— Складывается ситуация, когда казахстанских ГСМ может не хватить, а ввоз российских ограничен. На мой взгляд, появляется проблема дефицита бензина в первую очередь для потребителя.
Соответственно в сентябре будет проблема с бензином, скорее всего. Как долго это будет продолжаться и к каким результатам приведет – уже другой вопрос. Мы видим набор принятых мер, который имеет существенные минусы.
Также возможно, что запрет на ввоз российского топлива связан не с кризисом бензина, а с тем, что не договорились по транзиту. Своеобразный «обмен плевками». Есть моменты, где сталкиваются интересы казахстанских и российских компаний.
— Может ли эта ситуация негативно сказаться на наших взаимоотношениях с Россией?
— Межгосударственные отношения все-таки находятся на другом уровне, и такого рода столкновения принципиально не могут повлиять на ситуацию. Тем более стоит учитывать, что мы уже несколько лет существуем в составе единого экономического пространства.
Еще есть большой спектр вопросов, не проработанных до конца. Скажем так, периодически небольшие проблемы возникают. Есть рабочие моменты, а есть конфликты соответствующих корпораций, которые подаются как проблемы на политическом уровне.
Экономический блок во многом сформирован за счет корпоративного сектора, интересы которого не всегда совпадают с интересами государства, потребителя и так далее.
— Согласны ли вы с заявлением вице-министра энергетики Акшолакова?
— Если выяснится, что осенью опять начнется дефицит бензина, то это будет достаточно нелепая ситуация, которая существует не первый год. Была масса заявлений по этому поводу, но они не проходят подтверждения практикой.