В 2010 году при получении удостоверений личности девушки обнаружили, что в их документах поменяны фотографии. То есть на удостоверении Ботакоз красовалось фото Баян, а документ Баян украшало фото Ботакоз. Все эти годы сестры Бекен безуспешно просили чиновников исправить ошибку, а ныне в суде представители госорганов пытаются переложить вину на пострадавших.
Вот так перепутали!
На этой неделе в суде № 2 района им. Казыбек би шахтерской столицы прошло очередное заседание по иску сестер Бекен против ДВД Карагандинской области. Фабула дела достойна как минимум экранизации.
Итак, в 2010 году сестры-погодки Баян и Ботакоз Бекен, живущие в отдаленном поселке Акжал Шетского района, приехали в районный центр за удостоверениями личности.
– Мы живем далеко от Шетска, поэтому с сестрой решили получать удостоверения вместе, как только мне исполнится 16 лет, – поведала Баян Бекен. – Вместе собрали документы, сдали их, а когда, получив готовые удостоверения личности, приехали домой, увидели, что наши фото перепутаны. На моем удостоверении было фото Боты, а на ее – мое фото.
Как утверждает представитель сестер Бекен в суде – руководитель РОО “Защитники Отечества” Абильда АБДИКАРИМОВ, обнаружив ошибку, его доверители не однажды обращались в соответствующие органы с просьбой о ее исправлении, но госслужащие, говоря фигурально, просто отмахнулись от девушек.
– Это сельская местность, там иной менталитет, – качает головой Абильда Рахметович. – Когда Баян и Ботакоз обращались в госорганы Шетского района, их заявления нигде не фиксировались. Им просто в устной форме говорили: “Ничего страшного, по достижении 25 лет поменяете удостоверения, и тогда фото на документах вам сделают нормальные”.
Дорогая ошибка
Как считает общественник, есть и еще одна причина такой ситуации.
– Как вы помните, в 2011 году функции по изготовлению и выдаче документов снова передали из министерства юстиции в МВД РК, – напомнил он. – И вышло так, что удостоверения сестрам Бекен делали органы юстиции, а потом началась реорганизация, и, условно говоря, полиция просто не захотела подчищать ошибки юстиции.
А между тем у девушек с не своими фотографиями на удостоверениях личности по окончании школы начались проблемы.
– Мы хорошо учились, но смогли окончить только колледж, куда поступили еще по свидетельствам о рождении, – рассказала Баян Бекен. – Когда же я подала документы на поступление в вуз, у меня их отказались принять, поскольку на удостоверении личности была не моя фотография. То же самое происходило, когда мы с Ботакоз пытались устроиться на работу.
– Больше того, – дополняет Абильда Абдикаримов. – Во всех организациях, куда девушки приходили с документами для поступления на учебу или на работу, грозились обратиться в полицию и сообщить о подделке документов. Представляете, какие моральные страдания пришлось пережить моим доверительницам! Какие документы чаще подделывают в Казахстане
Сегодня Баян и Ботакоз Бекен не работают – помогают по хозяйству родителям и, глядя на состоявшихся сверстников, горестно вздыхают: “А ведь мы за это время тоже могли выучиться, сделать карьеру!”.
“Сами виноваты!”?
Самое парадоксальное: в 2016 году у полицейских появился шанс исправить свою ошибку, когда у Баян Бекен на рынке вытащили из сумочки кошелек с деньгами и документами, и она обратилась в ЦОН за восстановлением удостоверения личности.
– Но даже тогда сотрудники органов внутренних дел Карагандинской области проявили чудеса нелогичности в действиях, – язвительно комментирует представитель истиц. – Они возбудили уголовное дело по подделке документов в отношении Баян. После того как дали запрос в Шетск и оттуда пришел ответ о том, что, действительно, такая ошибка в документах имеет место быть, закрыли его. Но потом восстановили ее документ… снова с фотографией Ботакоз!
По словам Абильды Абдикаримова, когда сестры Бекен обратились к нему за помощью, он пытался решить дело миром и направил запросы в органы юстиции и внутренних дел региона. Но те не признавали своей вины и брать на себя ответственность по исправлению ошибок не желали. И тогда остался один путь разрешения спора – обращение в суд.
– Но и в суде представители управления миграционной полиции упорствуют в своей позиции: мол, виноваты сами истицы! – возмущенно комментирует ситуацию Абдикаримов. – Сначала их представитель заявила, что Баян и Ботакоз сами “в шутку” поменялись фотографиями при сдаче документов, когда же я напомнил им об их функциональных обязанностях проверять документы, сменили риторику. И признали, что, возможно, перепутали фото из-за “внешнего сходства” девушек. Но и в этом полицейские слукавили – Ботакоз и Баян внешне совсем разные. Да и при чем тут внешнее сходство? Как же тогда делаются документы однояйцевым близнецам – вообще наобум?
На сегодняшний день у сестер Бекен есть по одному документу, подтверждающему их личности, – с настоящими фотографиями. Это удостоверения членов РОО “Защитники Отечества”.
Кто вернет упущенные возможности?
В исковых требованиях Баян и Ботакоз Бекен значится два основных пункта – выдать им новые, соответствующие действительности, удостоверения личности в зале суда, а также возместить материальную компенсацию за упущенную выгоду.
– У моих доверительниц жизнь не сложилась из-за действий безответственных госслужащих! – утверждает Абильда Абдикаримов. – Они могли получить высшее образование, устроиться на хорошую работу с высокой оплатой труда. Но ничего этого не произошло по вине сотрудников полиции, ответственных за выдачу документов, удостоверяющих личность. Поэтому мы посчитали упущенную выгоду из расчета средней заработной платы по Казахстану за 8 лет. Вышло порядка 9 миллионов тенге.
Что касается выдачи новых документов, то в октябре этого года младшей сестре – Баян Бекен – исполнится 25 лет. И сотрудники миграционной полиции в суде заверили, что удостоверение личности с ее настоящей фотографией уже ожидает ее по месту жительства. Так же, как и ее сестру Ботакоз ждет документ с ее действительной фотографией.
– Представители миграционной полиции даже попытались сыграть на этом, обвинив девушек в том, что это они-де не являются за новыми удостоверениями, – заметил Абильда Рахметович. – Но это утверждение мои доверительницы решительно опровергли, поскольку не получали никаких извещений из ЦОНа. До следующего заседания суда девушки съездят домой и узнают, насколько правдивы слова сотрудников миграционной полиции.
По мнению правозащитника, подобные вопиющие случаи наплевательского отношения госслужащих к простым гражданам должны быть наказаны по всей строгости закона во избежание их повторения.
– Я надеюсь, что судья Бекзат АЛПЫСБАЕВА досконально разберется во всех нюансах этого дела и вынесет справедливое решение, – говорит Абильда Абдикаримов.
А мы в свою очередь будем информировать читателей о дальнейшем ходе судебного разбирательства по данному неординарному делу.
КАРАГАНДА