Алхимия бюджета образования: сколько миллиардов уходит на обучение наших детей, и не только - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алхимия бюджета образования: сколько миллиардов уходит на обучение наших детей, и не только

Алхимия бюджета образования: сколько миллиардов уходит на обучение наших детей, и не только

Поборы в детских садах, школах и высших учебных заведениях, к сожалению, давно стали частью нашей реальности, и этот порочный круг очень трудно разорвать, поскольку тема образования – одна из самых чувствительных.

  • 22 Августа 2018
  • 1183
Фото - Caravan.kz

Любой родитель предпочитает отдать часть кровно заработанных денег на приобретение мебели и инвентаря для школы, подарков для воспитателей и учителей, ремонт зданий и отдельных кабинетов, лишь бы не подвергать свое драгоценное чадо различным рискам. Например, риску отчисления из вуза, снижения успеваемости в школе или потери дефицитного места в детском саду. Какие поборы существуют в казахстанских школах

Принято считать, что система образования – одна из самых недофинансируемых в Казахстане, и данный факт неумолимо подтверждают стабильно низкие заработные платы воспитателей, учителей и преподавателей. Вероятно, именно эта несправедливость служит причиной проявления общенациональной эмпатии, выражающейся в пресловутых подарках и прочих мерах почти инициативной и практически добровольной социальной поддержки педагогов со стороны сердобольного населения.

Попробуем разобраться, так ли бедна на самом деле казахстанская отрасль образования, и обратимся в первую очередь к Закону о республиканском бюджете на 2018–2020 годы.

Миллиарды

Итак, в 2018 году в расходах республиканского бюджета предусмотрено 456,3 миллиарда тенге на финансирование системы образования. Кодексы учителя, родителя и ученика предложили создать в Казахстане

Кроме того, 125,7 миллиарда тенге выделено местным бюджетам в виде целевых трансфертов, в том числе на строительство, реконструкцию, а также сейсмоусиление объектов образования – 53,1 миллиарда, на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных учреждениях образования – 3,2 миллиарда, на апробирование подушевого финансирования организаций среднего образования – 2,7 миллиарда, на доплату учителям, прошедшим стажировку по языковым курсам, – 2,1 миллиарда, на доплаты учителям за замещение на период обучения основного работника – 2,1 миллиарда, на доплату учителям организаций образования, реализующим учебные программы начального, основного и общего среднего образования по обновленному содержанию образования, и возмещение сумм, выплаченных по данному направлению расходов за счет средств местных бюджетов, – 55,4 миллиарда, на доплату учителям, прошедшим национальный квалификационный тест и реализующим образовательные программы начального, основного и общего среднего образования, – 6 миллиардов.

Даже с учетом резко изменившегося за последнюю неделю курса тенге к доллару США годовой бюджет системы образования Казахстана переваливает за полтора миллиарда “зеленых”. Солидная сумма, а с учетом того, что республиканский бюджет не является единственным источником финансирования отрасли, назвать ее “бедной” представляется весьма затруднительным. Смущает лишь тот факт, что доля расходов, связанных со строительством и реконструкцией объектов образования, в структуре общего бюджета микроскопически мала и составляет всего 9 процентов.

Учитывая нехватку объектов инфраструктуры, особенно в сегменте дошкольных учреждений, коих, по данным статистики, в Казахстане на конец 2017 года насчитывалось всего 7 074, нелишним было бы пересмотреть структуру расходов бюджета в сторону увеличения доли затрат, связанных со строительством детских садов.

Миллионы

Безусловно, для большинства обывателей это всего лишь абстрактные цифры, которые вряд ли могут иметь прикладное значение, а потому попытаемся изучить бюджет образования подробнее и перенесемся на уровень его реализации, так сказать, “на места”, а конкретно на уровень бюджета южной столицы.

В целом по разделу “Образование” бюджетом г. Алматы на 2018 год предусмотрено 104,7 миллиарда тенге, в том числе 21,8 миллиарда тенге на содержание, функционирование, сейсмоусиление, строительство и реконструкцию дошкольных учреждений образования, 60,9 миллиарда на содержание, функционирование, сейсмоусиление, строительство и реконструкцию алматинских школ (включая спортивные, музыкальные и другие специализированные учреждения образования). 12,9 миллиарда составит бюджет организаций профессионального и технического образования. На приобретение и доставку учебников и учебно-методических комплексов для государственных учреждений образования города будет направлено 2,9 миллиарда тенге. Лучшие инвестиции – в наших детей

Интересно, не правда ли? Еще интереснее оказалось ознакомиться с годовыми планами финансирования алматинских школ и яслей-садов.

Рассмотрим бюджеты организаций образования 2018 года, которые удалось найти в открытом доступе. Так, годовой бюджет школы-интерната № 1 для детей с нарушением слуха составил 245,8 миллиона тенге. Алматинский городской реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями обойдется городу в 273,8 миллиона тенге в год, общеобразовательная школа-интернат № 10 для детей из малообеспеченных семей будет профинансирована в сумме 266 миллионов тенге.

Перейдем к дошкольному образованию. На финансирование яслей-сада № 9 годовым планом предусмотрено 100 миллионов, на № 19 –46 миллионов, на № 16 – 62 миллиона, на № 5 – 32 миллиона, на № 105 – 62 миллиона, а на ясли-сад № 166 – 126 миллионов тенге. При этом необходимо учитывать тот факт, что ясли не являются бесплатными для детей, родители платят за каждого ребенка, и эти средства также идут на покрытие расходов дошкольного учреждения образования.

Две большие разницы

Увы, на уровне исследования структуры расходов городского акимата прозрачность процесса расходования средств закончилась, и началась полупрозрачность, которую смело можно назвать современной бюджетной алхимией.

Все попытки более или менее объективно проанализировать расходы непосредственно учреждений образования потерпели фиаско. Как выяснилось, существует ряд интернет-порталов, объединяющих все дошкольные и школьные учреждения южной столицы, однако их изучение не принесло выраженного в цифрах результата. Особенно удивил портал дошкольных учреждений города. Он содержит преступно мало необходимой для анализа информации, и на нем еще безмятежно “приютился” всякого рода спам, в том числе содержащий рекламу виагры.

Большинство данных, имеющихся на интернет-порталах, оказались неактуальными, а отчеты о доходах и расходах, планы государственных закупок и другие сведения, которые, судя по всему, должны информировать родителей о результатах финансово-хозяйственной деятельности школ и детских садов, устарели, трудночитаемы либо вообще отсутствуют.

К чести алматинского акимата, необходимо обратить внимание на тот факт, что такой портал в принципе имеется. Скажем, акимат г. Астаны не может похвастаться даже такой “полупрозрачностью” своих расходов. Аналогичная ситуация наблюдается и в областях.

Безусловно и неоспоримо радует тот факт, что отдельными местными властями предпринимаются хотя бы попытки придать прозрачность процессу расходования средств государственного бюджета, однако и здесь благие намерения спотыкаются о камень преткновения, именуемый разницей между планированием и реализацией. Об этот камень запнулось и запинается множество государственных инициатив, и это в конечном итоге приводит к тому, что бюджетные средства, зарождаясь миллиардными потоками где-то в стенах правительства и парламента, растекаются мелкими ручейками по бескрайним просторам нашей необъятной родины и становятся незримыми для рядового обывателя. Остается догадываться о том, кому выгодна такая алхимия. С уверенностью можно сказать лишь одно: она совершенно не выгодна родителям, которые продолжают софинансировать казахстанскую систему образования, не получая при этом никаких дивидендов.

Ботакоз Копбаева, Алматы