Как сообщил вице-министр по инвестициям и развитию Роман СКЛЯР, по поручению премьер-министра создан штаб, который будет контролировать подготовку к отопительному сезону и обеспечение углем населения и электростанций. В его состав вошли представители госорганов, национальных компаний и руководители добывающих компаний:
– Стоимость и количество угля будут дополнительно мониториться на каждом железнодорожном тупике и угольном складе. Местные исполнительные органы еженедельно будут отчитываться по ситуации в своем регионе.
По данным Скляра, за 7 месяцев текущего года в Казахстане добыто почти 60 миллионов тонн угля. До конца года прогнозируется перевозка порядка 106 миллионов тонн, из них 76 миллионов – для казахстанских потребителей. Эти показатели выше, чем в прошлом году. На сегодня электростанциям и населению отгружено около 5,5 миллиона тонн угля.
Максимальная цена угля без НДС в ТОО “Майкубен-Вест” – 2 633 тенге за тонну. В зависимости от фракции уголь в ТОО “Шубарколь Премиум” стоит от 4 800 до 7 300 тенге, в разрезе “Каражыра” доходит до 3 350 тенге.
– Первоначальная цена на уголь формируется непосредственно “у борта” разреза. Далее осуществляется его доставка железнодорожным транспортом до мест назначения для разгрузки (ж.-д. тупики, станции). Окончательная цена формируется при погрузочно-разгрузочных работах и доставке угля автотранспортом потребителю. И необоснованное удорожание может произойти на обоих этапах. За это в первую очередь несут ответственность местные исполнительные органы, – подчеркнул Роман Скляр.
Что касается тарифов на перевозку угля, то они, по словам вице-министра МИР, регулируются.
– Мы знаем, какова стоимость ежедневной аренды вагона – от разреза до конкретного железнодорожного тупика, где торгуют этим углем. Мы прослеживаем стоимость – она не меняется. Далее уже совместно с акиматами будем смотреть, какова торговая надбавка владельца данного тупика и транспортная составляющая. Потребитель может либо сам этот уголь вывезти, либо нанять какую-то транспортную компанию. Эти тарифы всем также известны – это рынок, но тем не менее завысить что-то невозможно. Мы видим, что, может, где-то будут злоупотребления ценой у владельца железнодорожного тупика, который реализует этот уголь. Поэтому совместно с акиматами будем смотреть, какую стоимость каждый угольный склад дает потребителю, – сказал Скляр.
По его словам, у акиматов тоже имеются определенные рычаги, которые они могут применить для нормализации ситуации.
В зависимости от транспортной составляющей цена на топливо по стране в настоящее время составляет от 11 до 16 тысяч тенге за тонну.
– Например, уголь, который перевезен из Павлодарской в Западно-Казахстанскую область, будет несколько дороже, чем тот же уголь, который будет потребляться жителями Павлодарской области и автовывозом забираться с разреза, – дополнил вице-министр МИР, посоветовав населению заранее, не ожидая наступления холодов, запастись углем. Жители Усть-Каменогорска вновь выстраиваются в очередь за углем
Астана