За авиаперевозчиков депутат вступился на пленарном заседании Мажилиса на этой неделе.
– С 1 января 2010 года вступил в силу таможенный тариф Единого таможенного союза, который предусматривает ставку пошлины на ввоз самолетов западного производства в размере 20 процентов, – напомнил мажилисмен. – До вступления в действие этого тарифа перевозчики Казахстана и Беларуси ввозили такие самолеты без уплаты пошлин, а правительство России предусматривало специальное освобождение для некоторых своих перевозчиков.
Как пояснил Аманжан Жамалов, нулевая пошлина позволяла отечественным компаниям обновлять свои парки современными самолетами. И с введением нового тарифа реализация уже заключенных контрактов на приобретение лайнеров Embraer и Airbus находится под угрозой.
Так, стоимость нового узкофюзеляжного самолета составляет около 40 миллионов долларов. Пошлина увеличит цену его ввоза еще на 8 миллионов. По словам депутата, эта надбавка приведет к тому, что компании будут использовать устаревшую технику, а пассажиры – больше платить за билеты.
– Компания “Эйр Астана” предоставила такие цифры, – продолжил Жамалов. – При введении единого таможенного тарифа расходы на таможенные выплаты ожидаются в размере 276 миллионов долларов США за пять лет. Это приведет к убыточности предприятия и, как следствие, к остановке реализации проекта по приобретению дополнительных воздушных судов и сокращению дальнейшей хозяйственной деятельности национального перевозчика. При этом сумма планируемого корпоративного подоходного налога, уплачиваемого в бюджет в течение пяти лет, снизится с 72 миллионов долларов до 19 миллионов. Фактически бюджет недосчитается 53 миллионов.
Но и это еще не все! Согласно решению комиссии Таможенного союза, суммы ввозных пошлин распределяются неравномерно. Из 276 миллионов долларов, которые должен будет выплатить казахстанский авиаперевозчик, 243 миллиона уйдут в российский бюджет.
По прогнозам депутата, ситуация может привести к тому, что отечественные авиакомпании обанкротятся, а их место займут российские.
Аманжан Жамалов также сообщил, что ряд крупнейших перевозчиков государств России, Беларуси и Казахстана уже обратился к руководству своих стран с просьбой освободить их от единых ввозных пошлин. Решение по этому вопросу должно быть вынесено в конце мая этого года на очередном заседании комиссии Таможенного союза.
Егор ДАРИН, Астана